Постановка целей и их достижение в рамках учебного процесса — учим английский вместе

Учебные цели определяют успешность процесса обучения. Приведём одно из распространенных в педагогической литературе определений цели. Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности [1]. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

«Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами» [2]. В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Чтобы избежать ошибок при постановке целей, необходимо знать критерии их постановки. Существуют разные способы для запоминания этих критериев. Один из самых распространенных  и действенных способов – это постановка «умных» (от англ. – smart) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев [Там же].

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

T-Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения.

Определившись с целями учителя и урока, задумаемся теперь о целях ребенка. Какую цель преследует он в своей учебной деятельности? Или он не видит перед собой цели, а лишь привычно слепо следует за учителем? «Сделать предметные цели личными целями ребенка совсем несложно. В большинстве случаев их достаточно просто озвучить на доступном детям языке» [3].

Деятельность ученика станет мотивированной и целенаправленной, когда он осознает смысл учебной цели. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Рассмотрим приёмы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках английского языка.

Мозговой штурм

Учащимся предлагается заполнить кластер или вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задаётся вопрос: «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

Тема-вопрос-план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Пример № 1

Постановка Целей И Их Достижение В Рамках Учебного Процесса - Учим английский вместе

Так формулируются конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предъявляется для зрительного восприятия тема урока и предлагается объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, тема: «Как образуются порядковые числительные?» Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.

) Какие слова в формулировке вопроса не понятны? Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»? Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.

Далее определяется тема и цели урока.

Пример № 2

Постановка Целей И Их Достижение В Рамках Учебного Процесса - Учим английский вместе

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Группировка

Детям предлагается разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Затем они пытаются обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Учащимся предлагается прослушать и запомнить ряд слов: p

Как поставить цель изучения английского языка и достичь её

Цели помогают нам создавать лучшие версии себя. В изучении иностранного языка целеполагание играет решающую роль. Пока не поймёте, зачем вам эти «непонятные» слова, не заговорите.

Рассмотрим типичные мотивы изучения английского языка.

Английский для учёбы

Включает в себя три основных цели для изучения языка:

  • подтянуть знания школьной программы;
  • хорошо сдать экзамены, например, ЕГЭ или на международный сертификат (IELTS, CAE, TOEFL и другие);
  • поступить в иностранный вуз.

Все эти цели можно реализовать на курсе разговорного английского Foxford Talks. Онлайн-занятия в группах до 10 человек позволяют получать языковую практику и изучать только те правила, которые нужны для достижения цели.

На курсе можно выбрать необходимый уровень: от elementary до подготовки к ЕГЭ. Плохая новость: количество мест в группах ограничено. Хорошая новость: в преддверии Нового года «Фоксфорд» всем новым ученикам дарит два урока разговорного английского.

Для этого нужно оставить заявку на сайте talks.foxford.ru

Английский для путешествий

Общение — ещё одна популярная цель изучения английского для детей и взрослых. Сначала английский обычно нужен для решения организационных вопросов (купить билет, заказать еду, забронировать номер в отеле). Потом люди хотят проникнуться культурой страны, познакомиться и побеседовать с местными жителями, завести иностранных друзей. 

Чем выше уровень знаний, тем шире спектр применения английского за границей.    

Базовая линейка курсов английского языка «Фоксфорда» позволяет пройти путь от неопытного туриста (beginners — pre-intermediate) до продвинутого тревеливера (intermediate — upper-intermediate).

Постановка Целей И Их Достижение В Рамках Учебного Процесса - Учим английский вместеИсточник: freepik.com / @Jcstudio‍

Английский для переезда

Цели по изучению английского, объединённые в эту группу:

  • адаптация к новым условиям и желание поскорее найти друзей;
  • обучение по иностранной программе, получение системных знаний, а не отрывочных из бесед с местными жителями.

Эмиграция не означает автоматическое знание языка. Погружение в языковую среду способствует быстрому прогрессу, но лишь на том уровне, на котором находитесь вы и ваше окружение.

Простой пример. Человек, оказавшийся в провинциальном американском городке, вскоре без проблем будет ходить в магазин и смотреть телевизор, но вряд ли сможет коммуницировать в научной среде.

Для достижения цели по изучению английского языка важно продолжать изучать теорию и постоянно практиковаться. В этом случае отлично может сработать базовый фоксфордский курс английского + Foxford Talks на том же уровне.

Когда уровень английского уже достаточно высок, а окружение академично, для дальнейшего обучения и работы часто требуются международные сертификаты на знание языка. Для подготовки к экзаменам IELTS, TOEFL, FCE в «Фоксфорде» есть специальный курс.

Английский для себя

Обширная категория, чаще всего, к ней относятся следующие цели:

  • общение с родственниками или друзьями-иностранцами;
  • просмотр фильмов, чтение книг и статей в первоисточнике;
  • желание использовать на практике знания, полученные при самостоятельном изучении языка.

Если английский для вас — хобби, важно постоянно обновлять свои цели, расширять знания и усложнять программу. Мотив «для себя» сам по себе довольно слабый, прогрессировать получается, только если присутствует внутренний вызов.

В разговорных клубах Foxford Talks ламповая атмосфера, преподаватель сразу заметит, если кому-то в группе стало слишком легко и усложнит для него задачу либо порекомендует перейти на следующий уровень.

Постановка Целей И Их Достижение В Рамках Учебного Процесса - Учим английский вместеИсточник: freepik.com‍

Постановка личной цели изучения английского языка

Мы описали типичные цели, которые ставят перед собой большинство людей, изучающих английский язык. Их можно использовать как каркас. Но чтобы цель заработала, она должна обрасти вашими личными деталями:

  • Значимость. Вы точно хотите владеть английским в совершенстве? Это ваша мечта или желание, навязанное родителями? Подумайте, зачем вам язык и как достижение цели повлияет на вашу жизнь.
  • Конкретность. Опишите зачем вам английский язык максимально подробно. «Поступить в иностранный вуз» — звучит слишком абстрактно. Поступить в Гарвард — уже лучше, поступить в Гарвардскую школу бизнеса — ещё лучше.
  • Измеримость. Должны быть конкретные цифры, по которым вы поймёте, что цель достигнута. Неправильная цель: хорошо говорить по-английски. Правильная цель: через полгода иметь в словарном запасе 300 английских слов.
  • Достижимость. Ставьте амбициозные цели по изучению английского, старайтесь прыгнуть выше головы, а потом приземлитесь и учтите объективную реальность. Неправильная цель: говорить по-английски, как на родном. Правильная: иметь нативное произношение.
  • Сроки. Без буйков море времени кажется бесконечным. Дедлайны стимулируют прогресс. Неправильная цель: научиться писать эссе по-английски. Правильная цель по английскому языку: к 1 марта следующего года опубликовать эссе на английском языке в школьном блоге.
Читайте также:  Сколько Стоит Жить В Великобритании (еда, Аренда, Налоги, Зарплаты) - Учим английский вместе

Summary

Постановка цели — половина успеха при изучении иностранного языка.  

«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения в соответствии с ФГОС на начальной ступени обучения»

  • МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
  • Выступление на тему:
  • «Постановка целей урока английского языка и способов их достижения
  • в соответствии с
  • ФГОС
  • на начальной ступени обучения»
  • Подготовила учитель английского языка
  • МОУ «Майская гимназия»
  • Зубкова Ксения Валерьевна
  • П. Майский, 2015
  • Выступление на тему:
  • «Постановка целей урока английского языка и способов их достижения
  • на начальной ступени обучения»
  • Зубкова Ксения Валерьевна,
  • МОУ «Майская гимназия»

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок должен отражать владение структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Мы подробнее остановимся на этапе целеполагания, который является одним из важнейших аспектов современного урока.

Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть объективным и соответствовать планируемому результату. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые следует избегать при планировании урока.

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Завышение цели. Случается, что на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Примером таких целей могут быть следующие: «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Т.о цель должна диагностична, что означает, имеются средства и возможности проверить, достигнута ли она
  • Постановка цели учителем, а не учащимися.

Итак, цели должны быть:

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.

  • конкретные.
  • понятные.
  • осознанные.
  • ориентированы на результат
  • реальные.
  • побуждать к действию
  • точные.

Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Обучающие целиурока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «воспроизводить», «назвать», «употреблять», «дать определение», «написать»,«проиллюстрировать», «систематизировать»…Воспитывающие цели способствуют:

воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:вызвать интерес,пробудить любознательность,выразить свое отношение…прививать, укреплять… навыки; Развивающие цели содействуют:

  1. формированию общеучебных и специальных умений;
  2. совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;
  3. осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности:учить сравнивать,учить выделять главное,учить строить аналогии,

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев эффективности современного урока.

При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

  • Это метод SMART (в переводе с английского — умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).
  • Критерии SMART:

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся

T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

  1. Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы:
  2. Тема-вопрос -планРабота над понятием
  3. Ситуация яркого пятна
  4. Исключение
  5. Домысливание
  6. Проблемная ситуация
  7. Группировка.

2. Аудиальные:

Подводящий диалог

  • Собери слово
  • Проблема предыдущего урока.
  • Ситуация Яркого пятна:

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Тема-вопрос>>> план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

 Можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит комната (комната Саймона, комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать?

1.Посмотреть на комнату.2. Послушать рассказ о комнате.3. Прочитать текст.

4.  Расспросить. Так формулируются  конкретные учебные цели.

Мозговой штурм

Учащимся  предлагаю  вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят,  вопрос — «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

Метод выяснения ожиданий и опасений

Очень важно, чтобы этап выяснения ожиданий и опасений  был непосредственно связан с рефлексией:  если в начале урока дети фиксируют свои личные цели и опасения (при помощи разных приемов), то в конце урока нужно обязательно вернуться к этим ожиданиям и проанализировать: что сбылось? что не сбылось? сбылись ожидания (т.е. цели)? сбылись опасения (т.е. цели не сбылись и у кого)? Чего больше: ожиданий или опасений? Почему? (т.е. проанализировать причины для того, чтобы эффективно организовать последующие уроки с учетом полученных результатов).

Читайте также:  Серіали Англійською - Серіали Для Вивчення Англійської Мови - Учим английский вместе

Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.Например,   слова: played, cooked, swam, helped.  Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Предлагается  разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?» и будет целью урока.

Отсроченная догадка

Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.

Использование наглядного образа, объекта

Незаконченная схема, таблица или объекты, например, при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию    мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:– учет уровня знаний и опыта детей,– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

  1. Логическим завершением любого урока является сопоставление поставленных целей с достигнутым результатом на уроке в целом и каждым учащимся в частности.
  2. Яркое начало урока, мотивирующее учащихся на познание, осознанно поставленные цели и задачи уроков, помогать сделать урок запоминающимся о полезным для учащихся.

Целеполагание на уроках английского языка

  • Целеполагание на уроках английского языка
  • в соответствии с требованиями ФГОС
  • Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей.

В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Что же такое целеполагание?

В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Рассмотрим некоторые ошибки, которые следует избегать при планировании урока.

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах.

Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель.

Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

  • Подмена цели средствами урока

Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения.

 Например, на уроке «Sights of London» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью.

Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики?

  • Формальный подход при постановке  цели

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Постановка собственной цели учителя

 Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Цель должна быть:

  • Конкретна.
  • Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Достижима.
  • Реальна.
  • Ориентирована на результат.
  • Ориентирована по времени.

Есть еще один способ сформулировать корректную цель. Это метод SMART (в переводе с английского — умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).

Критерии SMART

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся

T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

  1. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
  2. Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
  3. Возможные приемы целеполагания:
  • Тема-вопрос-план
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.
  • Прием  «знаю — не знаю»
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.
  • Скрытая ошибка

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна.

Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске.

В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

Читайте также:  №32: управление временем: составляем расписание - учим английский вместе

– учет уровня знаний и опыта детей,– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Например,  в 4 классе  можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать?

1.Посмотреть на комнату.

2. Послушать рассказ о комнате.

3. Прочитать текст.

4.  Расспросить.

Так формулируются  конкретные учебные цели.

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

« Как образуются порядковые числительные?»

Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

Какие слова в формулировке вопроса не понятны?

Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?

Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »

Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать  из предложенных  слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.

Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.

Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.

Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?» будет задачей урока.

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.  Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель «Перечислить отличительные особенности диких и домашних животных».

Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,

SMART Goals: Учим студентов ставить цели и свободно разговаривать на английском

Студенты часто приходят ко мне и моим коллегам со словами “хочу говорить на английском”, “хочу выучить язык”, “надо подтянуть грамматику”. Но с чего начинать, что и как этим студентам преподавать, чтобы максимально помочь достичь результата, не всегда понятно с первого занятия.

Для себя я определила помощника в этой задаче — S.M.A.R.T цели, которые я использую в преподавании английского, чтобы сделать сотрудничество с моими учениками максимально эффективным.

Что такое S.M.A.R.T goals?

В название стратегии входят первые буквы главных критериев “умной” цели:

  1. Specific
  2. Measurable
  3. Achievableattainable
  4. Relevant
  5. Time bound

Смарт цели — это методика для определения и постановки задач, а также управления временем и ресурсами. Ее с 1981 года используют в менеджменте, бизнесе и даже в личной жизни.

Почему этот подход такой классный?

Во-первых, он реально простой. Не нужно ничего вычислять и стратегически ночами планировать. Можно описать любую цель всего несколькими предложениями.

Во-вторых, это отличный инструмент для трекинга эффективности ваших студентов.

Как применять стратегию SMART-целей на уроках английского?

Предлагаю помочь поставить студентам их смарт цели прямо на первом уроке. И использовать это одно из практических заданий по английскому (обсуждать можно сразу же на английском или переводить некоторые слова).

Так ученик понимает, что он имеет сейчас, какая у него впереди дорога, какие инструменты и сколько времени ему нужно для ее прохождения. Итак, переходим к главным критериям и примерам смарт целей.

S — Specific

Думаю, большинство преподавателей слышали от студентов “хочу выучить язык”. Так вот, это плохая формулировка. Чтобы помочь студенту добиться желаемого, а себе облегчить работу, определитесь какой уровень ему нужен.

Например, если он хочет A2, чтобы понимать базовые диалоги в путешествиях, тогда не придется упорно учить идиомы или фразовые глаголы.

Плохой пример цели: Хочу выучить английский.Смарт цель: Хочу уметь общаться на 12 конкретных тем, знать 6 времен через 5 месяцев.

M — Measurable

Как понять, что прогресс идет? Как понять, что цель достигнута? Обязательный компонент смарт цели — отслеживание прогресса.

Можно предложить студентам тест каждую неделю или две, можно сдавать mock или настоящий экзамен после прохождения уровня, также можно сравнивать понимание текста или аудио с течением времени. Все зависит от цели.

Плохой пример цели: Хочу прокачать свою лексику.Смарт цель: Буду учить по 5 новых слов в день.

A — Achievable

Ну, и самое любимое: “А можно за неделю с нуля до разговорного?” или “Может, мне стоит учить по 100 слов в день, чтобы разговориться?”

Понятно, что такие задачи маловероятно будут достигнуты. Поэтому и цель, и задачи должны быть реальными для исполнителя.

Если в студента есть только 10 свободных минут в день, то ставить цель учить по 100 слов не стоит. А вот 4-5 слов или фраз — реально, выполнимо и толку будет больше.

Плохой пример цели: Выучить за неделю все 12 времен.Смарт цель: Учить и практиковать одно время в неделю или две.

R — Relevant

Зачем давать выучить тысячу и одно названий ложек или видов туфель, если ваш студент инженер?

Мозг запоминает лучше то, что для него релевантно в данный момент и то, что можно будет использовать в жизни в ближайшее время. Поэтому, давая ученику список слов, сначала спросите его, сможет ли он это использовать завтра же в разговорах.

Представим, что к нам приходит студент, который постоянно путешествует, и хочет подтянуть английский.

Плохой пример цели: Буду проходить учебник своего уровня от и до.Смарт цель: Сделаю упор на темы, связанные с travelling, попутно закрывая другие важные для общения темы.

T — Time bound

Все вышесказанное теряет свою силу, если не будет временных границ. Поэтому важно задать дедлайны на выполнения заданий и смотреть, чтобы студенты их придерживались.

Плохой пример цели: Достичь уровня B2.Смарт цель: Достичь B2 через 1,5 года.

Как разобрать цель по S.M.A.R.T.: Пример

Чаще всего ко мне приходят студенты с запросом “Все понимаю, сказать не могу!” Из этого формулируют цель: “Хочу научиться говорить”.

Предлагаю разобрать эту цель по всем критериям и записать вместе со своими студентами. Это и будет мини-план дальнейшей работы над изучением английского. Итак:

  • Specific: хочу говорить спокойно и бегло на бытовые темы; хочу иметь словарный запас в 2000+ слов.
  • Measurable: буду каждую неделю посещать спикинг клубы и наблюдать за прогрессом.
  • Achievable: буду читать вслух или записывать монолог на диктофон каждый день хотя бы 5 минут, а также буду учить 5-7 новых слов в день.
  • Relevant: вместо чтения “про себя” буду всегда читать вслух, чтобы тренировать артикуляционный аппарат.
  • Time bound: пообщаюсь на английском с носителями во время путешествия через 3 месяца

Важно отметить, что S.M.A.R.T цели — это не панацея и не волшебная пилюля. Но это классная карта, по которой и ученикам, и учителю удобно двигаться, чтобы достичь цели в изучении английского максимально эффективно и за самое короткое время.

Happy Teaching!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector