Настоящее время глагола в английском языке — учим английский вместе

Настоящее, прошедшее и будущее времена есть как в русском, так и в английском языках. Глаголы (verbs) изменяются по времени (tense).

Но на этом сходство с русскими временами заканчивается, потому как для каждого из этих трех времен у англичан есть еще разновидности.

В этой статье мы приведем краткое и простое руководство, основанное на схемах и таблицах, позволяющее понять времена в английском языке для чайников (dummies).

Таблица и примеры времен:

Aspect Time
Present Past Future
Simple Simple PresentMartha cooks every day. (Марта готовит каждый день.) Simple PastMartha cooked a roast chicken yesterday. (Марта вчера приготовила жареную курицу.) Simple FutureMartha will cook a huge cake for my birthday. (Марта приготовит огромный торт на мой день рождения.)
Continuous Present ContinuousMartha is cooking fish at the moment. (Марта сейчас готовит рыбу.) Past ContinuousMartha was cooking a soup when we came home. (Когда мы вернулись домой, Марта готовила суп.) Future ContinuousMartha will be cooking a rice pudding soon. (Марта скоро будет готовить рисовый пудинг.)
Perfect Present PerfectMartha has already cooked many dishes. (Марта уже приготовила много блюд.) Past PerfectMartha had cooked for 2 hours by the time I joined her. (Марта готовила 2 часа к тому времени, когда я присоединилась к ней.) Future PerfectMartha will have cooked at least 20 dishes by 10 o’clock. (Марта приготовит по меньшей мере 20 блюд к 10 часам.)

Все три времени (прошедшее, настоящее и будущее) имеют три основных аспекта: простые (simple), длительные (continuous) и совершенные (perfect). Длительные применяются для неоднократных действий, или же тех действий, которые длятся во времени.

Перфектные времена существуют для описания действий или состояний бытия, которые происходили в прошлом, причем неважно — когда. Главное, что на момент разговора они уже закончились. Эти времена используются всякий раз, когда нам надо связать прошлое и настоящее.

Далее рассмотрим подробно эти три времени в каждой из трех вариациях. Вы увидите, что сами времена формируются очень просто. Проблема связана с пониманием, какое время выбрать в данных обстоятельствах.

Простые времена в английском языке для чайников

Простые времена (Simple tenses) применяются для действий или состояний в прошлом, настоящем или будущем.

Простое настоящее (Present Simple)

Это самое распространенное время в английском. Оно используется для описания действий, которые происходят регулярно. Это означает, что мы делаем их снова и снова каждый день, каждую неделю, каждый месяц.

 Это могут быть рутинные дела и привычки, а также вещи, которые в настоящее время истинны или вообще всегда истинны. Простое настоящее время также используется для описания наших чувств и эмоций.

 Кроме того, мы можем использовать его для описания людей и вещей на английском языке.

Примеры:

I usually wake up at 7 am. (Я обычно просыпаюсь в семь утра.) The sun doesn’t rise in the west. (Солнце не восходит на западе.) Otto visits his friends twice a year. (Отто навещает друзей дважды в год.) The party starts in two hours. (Вечеринка начинается через два часа.)

Как просто это время образуется, видно из следующей таблицы:

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Простое прошедшее (Past Simple)

Это второй по распространенности глагол после простого настоящего. Применяется для прошедших событий, которые начались и закончились в прошлом к определенному моменту. Когда вы рассказываете историю о том, что произошло в прошлом, большинство основных глаголов будут именно в этом времени.

You promised to tell me your history. (Ты обещал рассказать мне свою историю.)

Английские глаголы простого прошедшего времени образуются в зависимости от того, правильным или неправильным является базовый глагол. Большая часть английских глаголов являются правильными.

Их прошедшая форма образуется добавлением окончания -ed к основе глагола: to walk — to walked. Прошедшие времена неправильных глаголов приходится заучивать (см.

таблицу неправильных глаголов).

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Таблица показывает, что форма глагола в простом прошедшем времени не изменяется по лицам, так что запомнить схему построения предложений очень просто. Ну а знания неправильных глаголов придут с практикой чтения и слушания.

Простое будущее время (Future Simple)

Говорит о событиях, которые еще не произошли. Образуется одинаково для всех лиц — путем добавления вспомогательного глагола will + базовый глагол.

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Длительные времена в английском языке для чайников

Длительные времена (Continuous tenses) нужны для описания действий, которые происходят в момент речи. Это может быть как в настоящем периоде, так и в конкретный период в прошлом или будущем.

Настоящее длительное (Present Continuous)

На схеме наглядно видно различие между длительной и простой формой настоящего времени.

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Образуется с помощью вспомогательного глагола to be + ing — форма смыслового глагола (Present Participle).

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Прошедшее длительное (Past Continuous)

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Строится с помощью вспомогательного глагола to be в прошедшем времени + смысловой глагол в ing-форме.

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Будущее длительное (Future Continuous)

Это время используется, чтобы рассказать о действиях, которые могут быть прерваны в будущем, или сказать, что будет происходить в определенное время в будущем. Сравните на схеме с Future Simple.

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Образуется Future Continuous по следующей формуле: Will be + verb-ing

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Об использовании shall и will читайте в статье Simple Future In English.

Перфектные или совершенные времена в английском языке для чайников

Выражают завершенные действия, результат которых важен в момент рассказа.

Могут сопровождаться наречиями already (уже), yet (еще нет), just (только что), for (в течение), since (с момента), ever (когда-либо), never (никогда). Образуются с помощью вспомогательного глагола have + смысловой глагол в форме Past Participle.

Настоящее совершенное Present Perfect

Из следующей схемы можно понять, что основное отличие настоящего совершенного и простого прошедшего времени заключается в моменте прошлого, когда действие закончилось. Для Present Perfect не важно, когда оно свершилось, а вот для Past Simple — важно.

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Как формируется настоящее совершенное время:

Пример: Не has already paid for the dinner. (Он уже заплатил за ужин.)

Прошедшее совершенное Past Perfect

Выражает действие, предшествующее определенному моменту или другому действию в прошлом.

Пример: I had reviewed 8 articles before the phone rang. (Я просмотрел 8 статей, прежде чем зазвонил телефон.)

Будущее совершенное Future Perfect

  • Выражает действие, которое будет завершено к определенному сроку в будущем. Сравните два будущих времени по схеме:
  • А вот как оно образуется: Will + have + Past Participle
  • Пример: She will have read the book before the end of the week. (Она прочитает книгу до конца недели)

На самом деле рассмотренные времена в английском языке для чайников и аспекты не исчерпывают список всех времен английского языка, есть еще три времени — перфектные длительные. Но это слишком большая тема для освещения в одной статье. Поэтому займемся ими в последующих статьях.

Более подробную информацию по временам можете посмотреть в Справочнике по грамматике английского языка.

Настоящее время «The Present Indefinite (Simple) Tense»

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместеНастало время познакомиться еще с одним настоящим временем английского языка — The Present Indefinite (Present Simple) Tense,  которое на русском языке звучит как «Настоящее Неопределенное Время» или Настоящее Простое Время.

Что обозначает The Present Indefinite Tense

The Present Indefinite Tense — Настоящее Неопределённое Время мы обычно используем для передачи обычных, регулярных, привычных или постоянных действий,  например для описания ежедневных действий, привычных занятий, постоянной работе, учебе и т.д., но не указываем точное время протекания действия. Например:

  • I work at an office – я работаю в офисе (постоянное действие)
  • My work begins at 9 o’clock – моя работа начинается в 9 часов (регулярное действие)
  • I usually go by foot, but sometimes I take a bus – я обычно хожу пешком, но иногда езжу на автобусе (время от времени повторяющееся действие)
  • Every weekend I meet my friends – каждые выходные я встречаюсь с друзьями (регулярное действие)
Читайте также:  Интенсивность И Длительность Занятий Английским Языком - Учим английский вместе

Для передачи регулярного характера действия мы часто используем наречия с  глаголами в the Present Indefinite, например,  always — всегда, often — часто, seldom — редко, usually — обычно, never — никогда, sometimes — иногда, а также словосочетания every day/week/month — каждый день/неделю/месяц. Проанализируйте  использование наречий в нижеследующих предложениях. Обратите внимание, что обычно наречие занимает место между подлежащим и сказуемым. Обстоятельство времени every day/week/month может стоять в начале или в конце предложения.

  • I seldom visit my grandfather – я редко навещаю своего деда
  • We sometimes go to the country – мы иногда ездим в деревню
  • Children go to school every day – дети ходят в школу каждый день

Как образуется The Present Simple Tense

Перейдем к образованию форм и соответственно, к спряжению глаголов в Настоящем Неопределенном Времени.

Как вам может быть известно, неопределенная начальная форма английских глаголов используется с частицей to – to come , to work, to live.

При спряжении в настоящем неопределенном времени мы отбрасываем частицу to и таким образом получаем форму глагола для всех ли одинаковую, за исключением 3 лица единственного числа. В этом случае к глаголу добавляется окончание –s(-es).

Чтобы образовать вопросительную и отрицательную формы предложения в настоящем неопределенном времени мы в обязательном порядке используем вспомогательный глагол «do» для всех лиц, кроме  третьих лиц единственного числа (он, она, оно), к которым применяется вспом. глагол  «does», т.е. окончание «-s(-es)» мы прибавляем не к глаголу-сказуемому, а к вспом.глаголу «do».

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

*Don’t – сокращенная форма от do not, часто  используемая в речи, а Doesn’t – сокращенная форма от does not.

Все вопросительные предложения в английском языке в Наст.Неопр.Времени должны в обязательном порядке содержать вспомогательный глагол Do, Does. Исключения составляют только вопросы к подлежащему, обычно начинающиеся с вопросительного слова Who.

Давайте теперь перейдем к практике и постараемся вместе осуществить перевод предложений в Наст.Неопр.Времени. Здесь  необходимо отметить, что нужно строго соблюдать порядок слов утвердительного и вопросительного предложений в английском языке, который является следующим :

Утвердительное предложение:

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

 Вопросительное предложение

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Возьмем для начала простое предложение «я работаю в офисе» и следуя схеме начинаем перевод подлежащее – я – I  , сказуемое – работаю – work , втор.члены – в офисе – at the office – в результате предложения выглядит следующим образом — Iworkattheoffice. Следующее предложение – «мы часто ездим летом на юг».

Подлежащее здесь – мы — we, сказуемое – ездим — go, втор.члены : сначала переводим обстоятельство места на юг – to the south , затем обстоятельство времени – летом – in summer, в предложении есть наречие часто — often и его место перед сказуемым.  Weoften go tothesouthinsummer.

Теперь рассмотрим пример с вопросительным предложением «где вы работаете?» и опять же, следуя схеме перевода вопросительных предложений на первое место ставим вопросительное слово где — where , затем вспомогательный  глагол do, т.к.

именно он соответствует подлежащему согласно таблице спряжения, подлежащее вы –you и сказуемое — работаете -work , в результате у нас получается законченное предложение – where do you work? Если вопрос не содержит вопросительного слова, перевод начинаем согласно схеме со вспомогательного глагола.

Обратите внимание на вопрос к подлежащему, когда вспомогательный глагол не требуется, но к сказуемому прибавляется окончание –s/es. Who works here? – кто здесь работает?

Видеоурок по английскому языку: Present Simple Tense — Настоящее простое время

Повелительное наклонение в английском языке

Повелительное наклонение используется на выражения приказа, просьбы, команды, например, встаньте! Сядьте! Откройте книгу! Закройте дверь! Помогите! Не читайте! Не разговаривайте! Не кричите! Для перевода утвердительной формы мы используем форму глагола без частицы to – Stand up! Sit down! Open the book! Close the door! Help! А для отрицательной формы мы перед глаголом ставим глагол Do+not – Do not read! Don’t speak! Don’t shout!

Чтобы вы качественно усвоили когда лучше и правильней применять Настоящее Неопределенное Время  мы будем в дальнейшем сравнивать его с использованием других времен английской грамматики.

Настоящее Время Глагола В Английском Языке - Учим английский вместе

Основные времена глагола за 3 часа. Английская грамматика с нуля

В данной статье рассматриваются времена в английском языке — подробное объяснение, что это такое, какими бывают и как употребляются.

Собственно, их три, как в других индоевропейских языках современного типа: настоящее (Present), прошедшее (Past) и будущее (Future). Но на употребление влияет форма глагола, к которому относится время. Таких форм всего четыре (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous).

3х4 = 12, поэтому иногда говорят о двенадцати временах, что в принципе неверно, хотя в таблицах, приводимых для наглядного понимания, действительно 12 полей с различными вариантами.

Телеграм канал: https://t.me/englishwithrinat​

Отличный учебник по грамматике: https://enjoyenglish-blog.com/grammar…​

Уроки по порядку: https://www.youtube.com/playlist?list…

Содержание статьи

Как работать с моими уроками по грамматике.

Вы можете использовать мои уроки в дополнении к тому, что дает вам ваш преподаватель. Также материал будет полезен тем, кто изучает английский самостоятельно. Материал я даю по учебнику Вебра Л., Верба Г. «Грамматика современного английского языка», дополняя его своими собственными знаниями и опытом.

1) Прослушайте урок. Если появляются вопросы, задайте их в х.

2) Прочитайте материалы к уроку и постарайтесь разобраться самостоятельно.

3) Выполните упражнения после урока. Скачайте ключи к упражнениям из моей группы в Телеграм: https://t.me/englishwithrinat/259 и проверьте себя.

Не забывайте, что лучший способ разобраться в грамматике — это упражнения. Не стоит ими пренебрегать.

Грамматика. Занятие  #1. Части речи и глагол в английском языке

Самостоятельные:

  1. Имя существительное (the noun — a table, a cat…)
  2. Имя прилагательное (the adjective — good, bad…)
  3. Местоимение (the pronoun — he, she, it…)
  4. Числительное (the numeral — one, two, fifty five…)
  5. ★ Глагол (the verb — to go, to come…) 
  6. Наречие (the adverb — gently, actually…)

Служебные:

  1. Предлог (the preposition — in, on, at…)
  2. Союз (the conjunction — and, but, because…)
  3. Частица (the participle — even, only, just…)
  4. Артикль (the article — the, a, an…)

Отдельно —-> междометия (the interjections — so, wow)

Имя существительное (the noun).

  • Не имеет рода;
  • Не имеет падежей (только родительный, и притяжательный);
  • Не имеет склонений;

Может быть в единственном числе (an apple) и во множественном числе (apples). 

Бедность форм существительного в английском языке не делает его изучение первоочередным, и потому не может служить основанием для вынесения на первое место в курсах грамматики.

Имя прилагательное (the adjective).

  • Английское прилагательное не имеет согласования с существительным.
  • Красивая девочка — a beautiful girl.
  • Единственной грамматической формой прилагательного в английском являются степени сравнения, образование которых имеет довольно регулярный характер
  • fast — faster — the fastest (быстрый, быстрее, самый быстрый)
  • с незначительным количеством исключений
  • good — better — the best (хороший — лучше — самый лучший)
  • Следовательно, вынесение на второе место прилагательного при изучении английского языка тоже не является оправданным.

Местоимение (the pronoun).

Количество форм местоимений в английском языке безусловно является меньшим, чем в русском. А его слабая зависимость от существительного также не ставит его на ведущие места при изучении грамматики.

  1. I – я
  2. you – ты, вы
  3. he – он
  4. she – она
  5. it – оно
  6. we – мы
  7. they – они
Читайте также:  В Чем Разница Между Start И Begin: Правила Употребления И Упражнение На Закрепление - Учим английский вместе

Числительное (the numeral).

В английском языке числительное не имеет сложную систему склонений (один, одна, одно, одни), как в русском языке. И тоже не может занимать место перед английским глаголом. К тому же числительное в английском языке употребляется довольно редко (если не брать в расчет математические дисциплины и пр.)

Наречие (the adverb).

  • Часть речи, которая в английском языке отличается простотой образования степеней сравнения и гибкостью относительно расположения в предложении
  • I was actually right — Actually, I was right — I was right actually
  • (Я был вообще-то прав — Вообще-то я был прав — Я был прав вообще-то)
  • что естественно ставит его изучение после основных именных частей речи.

Глагол (the verb).

Глагол стоит в центре изучения современного английского языка. По количеству форм и грамматических категорий он не имеет равных себе частей речи в английском языке.

  1. I did — I have done — Я сделал.
  2. Сопоставление временных форм и наличие категорий совсем не характерных для русскоязычного ученика, ставит глагол на первое место в изучении английской грамматики.
  3. Если русский инфинитив например все-таки отражают категорию вида (читать — прочитать — прочитывать), то формы английского глагола (инфинитив, причастие и герундий) имеют значительно большее количество форм, отражающих глагольные категории.
  4. Я хочу читать — I want to read

Система преподавания времен английского глагола в средней общеобразовательной школе

Несколько лет назад, закладывая в умы первокурсников грамматику английского языка в педагогическом университете, я четко следовала веками отработанной методике преподавания времен – каждое время разбиралось в отдельности – фундаментально, с массой лингвистических терминов, с последующим анализом и синтезом.

Разобрав “по косточкам” одно время, мы переходили к другому, сравнивали их, делали массу упражнений, проводили устные тренинги, писали тесты и конечно, много переводили с русского на английский. Мне казалось, что после такого “мозгового штурма” вопросов по временам оставаться не должно.

Но… однажды, пройдя полный курс времен английского глагола, написав довольно неплохо контрольную работу, на очередном занятии я услышала вопрос: “Ирина Владимировна, а что же все-таки это за время – Present Perfect?” Мне стоило больших трудов не потерять самообладание – и это я слышу после целого года занятий?!!! Ну, тогда, мы еще раз, “фундаментально, научно”, со всеми подобающими терминами разобрали эту тему. Придя домой, я долго думала – ну почему так? Почему студенты не ЧУВСТВУЮТ времена? Они понимают, как они образуются, могут назвать все правила употребления, назвать основные признаки, даже написать курсовую!!! по этой теме, но ощущения, что “все ясно” – нет. Я еще потом долго “нащупывала” разные способы преподавания времен в своем вузе, но результат оставался прежним. Времена знали, но не чувствовали.

Как ни странно, помощь пришла в школе. Ученики, это не студенты. Это понятно всем. Начиная учить английский язык в 5 классе, к концу года ребята должны усвоить два времени, а в 6 уже пять. С тремя временами все понятно – настоящее, прошедшее и будущее.

И тут вдруг какие-то странные “настоящее продолженное”, “настоящее простое”. И вот тогда, пытаясь аккуратно, не запугивая, подвести детей к этому времени, я очень четко вложила в их головы мысль – времен в английском языке ровно столько же, сколько и в русском – ТРИ.

Но есть оттенки времени, как в красках. Вот, существуют в природе цвета – красный, желтый, синий, но есть еще и оттенки – оранжевый, розовый и так далее. Как раз в этот момент, мне на глаза попалась статья шведского полиглота Эрика В.

Гуннемарка, которая подтверждает мои мысли:

“Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют «времена» английского глагола.

Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен – три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать.

Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря.

Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может”.

Итак, от теории перейдем к “технике, тренировке обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора”. Далее я буду опираться на стандартную государственную программу изучения английского языка в средней школе с 5 по 11 класс. (См. Приложение 1, таблицу № 1)

Усвоение времен я разбиваю на три основных этапа (постоянно напоминая учащимся, о том, что времен три!):

1 ЭТАП. 5-й класс: изучение двух времен: Pr. Simple & Pr. Continuous.

Перед тем, как знакомить учащихся с понятием времени, я говорю, что самая главная часть речи в английском предложении – это глагол и для того, что бы изменить время, достаточно поменять форму глагола.

Я постоянно подчеркиваю, что времен всего три, но что бы наша речь была интереснее, красивее, понятнее мы “подкрашиваем” наши глаголы нужным оттенком.

Для этого перед глазами учащихся появляется схема – алгоритм. (см. Приложение 2, таблицу № 2). Следуя стрелкам, строим правильное предложение.

Позднее, учащиеся уже не нуждаются в опорной схеме, у многих детей хорошо развита зрительная память, и стоит им только задать вопрос “В какой части схемы мы находимся – в левой или правой?” как правильное решение не заставит себя долго ждать.

Здесь следует уточнить, что, конечно же, мы разбираем и записываем в тетрадь образование каждого времени в отдельности, изучаем правила орфографии при добавлении окончаний, но практическое освоение времен происходит только вместе, в постоянном сравнении, на конкретных примерах и упражнениях.

Таким образом, я даю детям понять, что мы начали изучать настоящее время и познакомились с двумя из его оттенков, один из которых придает нашему действию оттенок длительности, а другой – оттенок постоянства, регулярности.

2 ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени: Past Simple, Future Simple & Present Perfect. Это очень важный этап в изучении времен. Здесь закладываются основы понимания всех основных аспектов временных форм – Simple, Continuous & Perfect.

От того, насколько хорошо учащиеся прочувствуют эти самые аспекты, зависит дальнейшее успешное освоение всех остальных времен. И снова появляется таблица (см. Приложение 3, таблицу № 3). Здесь учащиеся видят уже знакомые им два времени и три новых.

Я не зря поставила сначала все настоящие времена, затем прошедшее и, наконец, будущее. Снова говорю ребятам о том, что времен – три. Все остальное – оттенки. Мы уже знаем два оттенка настоящего времени (действие может быть простое, а может быть продолженное), начинаем изучать новый оттенок настоящего времени – совершенный.

Записываем в тетрадь образование, слова указатели и переходим к упражнениям сразу на три времени.

Далее появляется Past Simple. Ввожу понятие правильного и неправильного глагола, рассматриваем таблицу неправильных глаголов. Делаем несколько упражнений на трансформацию предложений из простого настоящего в простое прошедшее. Затем привожу учащимся два примера по-русски:

Читайте также:  Топик the effect of smartphones - сочинение эффект смартфонов - учим английский вместе

– Пушкин написал много книг.

– Джоан Ролинг написала много книг. (Ну, наверное, сейчас нет ни одного ребенка, который бы не знал знаменитого автора “Гарри Поттера”, но на всякий случай напоминаю им кто это.

) Обращаю внимание ребят на то, что в русском языке эти предложения с точки зрения времени выглядят одинаково. Глаголы стоят оба в прошедшем времени.

А теперь показываю им, как эти предложения переводятся на английский язык:

– Pushkin wrote many books.

– Joanne Rowling has written many books.

Почему в первом случае мы использовали простое прошедшее время, а во втором – настоящее совершенное? Как правило, в классе всегда находится ученик, который делает правильный вывод: Пушкин уже умер, он больше ничего не напишет, поэтому он “в прошлом”, а Дж.

Ролинг живет сейчас и напишет еще много историй о Гарри Потере, поэтому о действии “писать” нельзя сказать в прошедшем времени. И здесь нам на помощь приходит настоящее время, но уже совершенное.

Таким образом, учащиеся хорошо понимают, что такое “законченный и не законченный период времени”.

  • После того, как учащиеся знакомы с образованием и функциями всех пяти времен, я использую для начального тренинга следующее упражнение: пишу на доске набор слов: подлежащее и сказуемое в начальной форме и прошу учащихся составить пять предложений в разных временах, добавив к ним соответствующие обстоятельства времени. Например:
  • – she cook dinner
  • На начальном этапе это упражнение делаем все вместе, один ученик у доски, остальные работают в тетрадях. Вот, что у нас должно получиться:
  1. She cooks dinner every day. (Pr. Simple)
  2. She is cooking dinner now. (Pr. Cont.)
  3. She has already cooked dinner. (Pr. Perf.)
  4. She cooked dinner ten minutes ago. (Past Simle)
  5. She will cook dinner tomorrow. (Future Simple)

Обязательно подчеркиваем форму глагола, а в скобках указываем время. Устно проговариваем перевод. Затем усложняю задачу: прошу сделать отрицательные и вопросительные предложения.

Отработав на таком упражнении пять времен, переходим к упражнениям на раскрытие скобок. Перед глазами таблица № 3. Действуем по следующему алгоритму, который записываем под диктовку в тетрадь:

  • Прочитай задание (именно здание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений.) до конца.
  • Переведи его на русский язык.
  • В каком времени наша ситуация – в настоящем, прошедшем или будущем?
  • Придай каждому действию (глагол в скобке) нужный оттенок: простой, продолженный или совершенный.
  • Запиши полученные предложения.

Четко следуя данному плану, на начальном этапе под контролем учителя, учащиеся учатся строить предложения в нужном времени.

Далее, учащиеся уже самостоятельно могут пользоваться таблицей, а со временем и вовсе в ней не нуждаются. Ну, и конечно, весь год мы учим неправильные глаголы, разыгрываем различные речевые ситуации в диалогах и играх. В конце изучения пяти времен я провожу два важных мероприятия:

  • Зачет по пяти временам (зачетная работа приведена в приложении)
  • Урок КВН “Five Favourite Tenses” (класс делится на две команды и выполняет различные задания в игровой форме)

Я специально очень подробно остановилась на втором этапе изучения времен, т.к. повторюсь, он, на мой взгляд, самый важный. За этот год (и весь следующий, т.к.

в 7 классе не добавляются новые времена) учащиеся должны прочувствовать эти пять времен на подсознательном уровне, как на своем родном языке.

Далее, в старших классах на эту базу очень легко и органично накладываются остальные времена.

3 ЭТАП. 8-й класс. Семь времен: К изученным пяти добавляются Past Continuous & Past Perfect.

Два этих времени добавляются в новую таблицу (см. Приложение 4, таблица № 4) и мы действуем по старой, отлаженной схеме:

  • Разбор образования времен
  • Упражнения на трансформацию предложений в семи разных временах
  • Упражнения на раскрытие скобок
  • Отработка семи времен в речевых ситуациях
  • Итоговый зачет

Еще раз подчеркну два очень важных нюанса.

  1. На каждом этапе мы говорим о том, что основных времен в английском языке – три.
  2. Нужно как можно быстрее начать работать со всеми временами в комплексе, не зацыкливаться на каком-то одном.

4 ЭТАП. 9 класс. Все 12 времен.

Этот этап заключительный и подводит учащихся к новой, сложной теме “Согласование времен”.

Я опять использую таблицу (см. Приложение 5, таблица № 5), но на этот раз, учащиеся не видят перед собой готовую схему.

Мы тратим целый урок (а иногда и два) на то, чтобы составить ее вместе.

Это очень важный психологический момент – делая таблицу своими руками, учащиеся еще раз убеждаются в том, что ничего страшного “в этих временах” нет – их всего три, плюс четыре оттенка!

План построения таблицы следующий.

  1. В верхней, горизонтальной “шапке” таблице обозначаем три основных времени: Present, Past & Future.
  2. В левой вертикальной части – четыре оттенка: Simple, Continuous, Perfect & Perfect Continuous.
  3. Берем, как в самом начале, набор слов, состоящий из подлежащего и сказуемого в начальной форме (например: Tom write a poem) и начинаем заполнять таблицу полученными примерами по горизонтали, т.е. прописываем все варианты простого времени, затем продолженного, совершенного и совершенного-продолженного.

Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется окончание  -ing, и только глагол to be меняется в зависимости от основного времени.)

Далее, совместно созданная таблица еще долго используется по заученному плану второго этапа и отрабатывается на упражнениях, описанных выше. Я уже предвижу вопрос: “А как же появляются в таблице такие времена как Future Perfect Continuous или Past Perfect Continuous?” Да, я не объясняю эти времена отдельно.

Я просто показываю, что есть еще четвертый оттенок – длительно-совершенный. На примерах (сначала по-русски) показываю, как такие оттенки работают в речи.

Затем, показав, как образуется Present Perfect Continuous, учащиеся уже сами понимают, какие элементы нужны для образования остальных длительно-продолженных времен.

Таким образом, все 12 времен (ой! простите, всего три с их оттенками!) четко выстраиваются не только в данной таблице, но и в головах наших любимых учеников.

В заключение хочу сказать, что данная система изучения времен английского глагола апробируется мною в течение нескольких лет и разумеется, она не совершенна и постоянно дорабатывается мною новыми идеями.

Особенно актуальна эта система в нашей школе – ежегодно, по конкурсу к нам приходят новые ученики из разных школ, с разным уровнем знания английского языка.

Мы не тестируем уровень языка при поступлении в школу, поэтому часто к нам попадают дети блестяще владеющие русским и математикой, но по каким-то, не зависящим от них причинам, с огромными пробелами в языке.

Иногда у меня просто нет времени на то, чтобы постепенно, шаг за шагом объяснять новичку-девятикласснику все двенадцать времен. И тогда мы садимся и вместе рисуем таблицу…

Конечно, не все так просто. Учащиеся путаются, делают ошибки. Но я добилась самого главного – у ребят нет того психологического барьера страха пред изучением двенадцати времен, который мешает им почувствовать время и, следовательно, само понимание категории “время” приходит естественно и безболезненно.

Ну, а как же иначе, ведь времен всего три, как и в нашем родном языке!

14.02.2006

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector