Как защитить ребенка в интернете — учим английский вместе

Современные дети (даже дошкольники!) уверенно пользуются соцсетями, мессенджерами и онлайн-сервисами, а в интернете ориентируются как у себя дома.

Тем важнее вовремя рассказать им о рисках, которые могут поджидать их в интернете, и научить защищать свои личные данные.

В День защиты детей «Сноб» попросил специалистов рассказать, как школы обеспечивают цифровую безопасность детей, и дать советы родителям

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Freepik.com

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Матвей Говорущенко, директор Московского центра «Патриот.Спорт»:

В интернете подростков может поджидать немало неприятных неожиданностей.

Это в первую очередь мошенничество, связанное с финансами: когда дети получают паспорт, они уже могут открыть банковский счет, у большинства подростков есть банковские карты, и они в той или иной мере имеют доступ к родительским деньгам. Иногда злоумышленники через детей пытаются добраться до их родителей — например, узнать, какое у них есть имущество и когда они уезжают из города.

Чтобы гарантировать защиту от мошенников, лучше всего вообще не делиться никакими личными данными в интернете, но это просто невозможно.

Поэтому важно осознавать угрозы и очень хорошо понимать, что вы делаете и как: в какое поле вводите логин и пароль, тот ли это сайт (фейковые ресурсы могут полностью повторять дизайн и функционал настоящих, но адрес сайта будет чуть-чуть другим). С детьми нужно обсудить, какими данными о себе можно делиться, а какими — точно нет.

Ни в коем случае нельзя не раскрывать домашний адрес, номера карт и паспортные данные, не делиться своими обычными маршрутами, следить за тем, какую информацию видят все пользователи, а какую — друзья. 

Интернет далеко не безопасная зона: в пространстве сети подростки могут столкнуться с неприятностями. Важно, чтобы разговор о кибербезопасности велся и дома, и в школе, и, если нужно, на дополнительных образовательных программах и ресурсах.

При нашем центре, например, есть школа №868 («Кибершкола»), которая работает весь учебный год, а еще скоро мы запускаем онлайн-смену «КиберЛето-2020» для подростков, где одной из тем будет цифровая культура.

Преподаватели будут рассказывать, как пользоваться полезным потенциалом интернета, оставаясь в безопасности. Проект бесплатный, на онлайн-смену может записаться каждый через официальный сайт мэра Москвы.

Программа продумана так, чтобы дети не сидели у компьютера весь день: кроме лекций и киберспортивных турниров, там будут перерывы на разминку и гимнастику для глаз, а еще онлайн-уроки танцевальной импровизации. 

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Алексей Рытов, директор Московского центра развития кадрового потенциала: 

Сегодня дети открывают для себя глобальную сеть раньше, чем первую книжку. Именно поэтому очень важно с ранних лет учить ребенка базовым навыкам кибербезопасности.

На первых этапах это, прежде всего, ограничение времени, проводимого в интернете, и максимальное вовлечение в офлайн-активности.

В этот период главное — сформировать у ребенка ощущение, что реальный мир гораздо интереснее, чем виртуальный.

С учащимися начальных классов уже нужно разговаривать об основах интернет-этики и правилах безопасного поведения в сети. В возрасте 6–10 лет у детей формируются базовые навыки общения, они ищут свое место в социальной иерархии. Поэтому очень важно познакомить ребенка и с цифровым этикетом, и с правильным алгоритмом взаимодействия со старшими, в первую очередь с незнакомыми людьми.

Средняя школа — время, когда важно сформировать доверительные отношения с ребенком и основные принципы его поведения при киберагрессии. 

Школьников 9–11-х классов необходимо познакомить с правилами интернет-безопасности — объяснить, как соблюдать информационную гигиену (защитить персональные данные, противодействовать кибермошенникам) и познакомить с разными видами интернет-угроз и инструментами противодействия (например, поговорить о деструктивных сообществах в социальных сетях и даркнете).

Самое главное, что могут сделать взрослые для обеспечения безопасности детей в сети, — быть с ними максимально честными. У подростков кредит доверия по отношению к родителям стремительно уменьшается, и даже самая мелкая ложь или дезинформация со стороны взрослых могут надолго подорвать ваш авторитет.

Взрослые и сами должны разбираться в том, что несет угрозу ребенку, а что — нет. Необходимо понимать, какие признаки являются тревожными, а какие — просто особенности подростковой субкультуры. 

У Московского центра развития кадрового потенциала образования есть ряд бесплатных обучающих программ для управленческих команд и руководителей классов по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью или развитию. Центр также проводит обучение по технологическим аспектам защиты детей от нежелательного контента в интернете.

На занятиях эксперты знакомят участников с существующими видами информационных угроз и рассказывают, как эффективно противодействовать агрессии в сети.

В процессе обучения специалисты анализируют, каким образом подростков вовлекают в деструктивные сообщества в социальных сетях, а еще учат грамотно использовать сайты и цифровые ресурсы в образовательном процессе. 

Познакомиться с программами обучения и записаться на вебинары можно на портале дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы. 

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Максим Иванцов, председатель Ассоциации классных руководителей:

Педагоги, и в первую очередь классные руководители, обязаны обеспечивать цифровую безопасность детей. Это подразумевает действующий федеральный закон об образовании: в нем сказано, что образовательное учреждение отвечает за жизнь и здоровье учащихся, а одна из составляющих психологического здоровья — цифровая безопасность.

Но, конечно, педагог один в поле не воин — защитить ребенка от угроз можно, только если и школа, и семья придерживаются одного курса. К сожалению, не все родители знают о существовании современных цифровых угроз и обладают достаточными компетенциями, чтобы определить потенциально опасное поведение в сети.

Поэтому школа должна работать не только с детьми (на уроках информатики или во время классных часов), но и с родителями. Для этого можно привлекать партнеров: например, специалисты из Городского психолого-педагогического центра могут приезжать в школы или проводить онлайн-занятия по кибербезопасности и цифровой гигиене для детей и их родителей.

В 814-й школе, директором которой я являюсь, все учителя проходят курсы безопасного интернета, которые предоставляет Московский центр развития кадрового потенциала в образовании.

Наша школа стала одной из первых в Москве, где ввели регламент пользования гаджетами: их не запрещают, но и не разрешают пользоваться бесконтрольно. На мой взгляд, это оптимальное решение.

В регламенте мы обговариваем, в каких учебных ситуациях ребенок может пользоваться гаджетами (например, можно искать информацию для презентации на уроке), а в каких это делать нельзя (например, пока передвигаешься по школе или ешь в столовой).

Также у нас, как и во всех московских школах, установлены контент-фильтры, которые блокируют информационные угрозы для школьников. Если ребенок пользуется школьным вай-фаем, он не попадет на сайты, противоречащие российскому законодательству, и не увидит контент 18+.

Фильтры действуют на всех — на учительские компьютеры тоже. При этом важно не запугивать детей: мы хотим донести, что интернет — не страшное, а полезное пространство, которое при соблюдении правил безопасности может принести немало хорошего.

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Андрей Зинин, директор Городского методического центра:

Одна из важных задач системы московского образования сейчас — помогать детям и их родителям находить правильные образовательные маршруты в интернете. За время режима самоизоляции запустилось немало хороших проектов — все они нацелены на то, чтобы у детей было безопасное и полезное онлайн-пространство.

Мы в Городском методическом центре создали новый ресурс для дошкольников — пока школьники учатся дистанционно, дети помладше рискуют оказаться в образовательном вакууме, лишившись привычной социализации в группе и любимых занятий.

Ведь у работающих родителей не всегда хватает времени, чтобы самостоятельно организовать полезные активности для детей. Поэтому мы запустили онлайн-ресурс «Игры и занятия для дошкольников», на котором собрали лайфхаки, видеоинструкции, познавательные ролики и задания от опытных и креативных московских воспитателей.

Ресурс оказался очень востребованным — за короткий срок существования почти 70 000 уникальных пользователей обратились к материалам портала. Важно, что проект не стремится удержать ребенка у экрана: чему-то научились, что-то узнали — и дальше используем это без компьютера.

Например, в нашей зарядке с «Фиксиками» герой показывает упражнение, которое потом можно повторять в любое время самостоятельно. Аналогично можно выстроить работу и с организацией игр, созданием поделок — все полученные знания можно забрать с собой в реальный мир.

Конечно, очень важно, чтобы родители не просто устанавливали интернет-фильтры на смартфоны дошкольников, оберегая их таким образом от сомнительного контента, но и сами принимали участие в выборе полезных и интересных занятий вместе со своими детьми, почаще играли с ними. Такой подход поможет сформировать у ребенка интернет-культуру и избежать в дальнейшем восприятия сети исключительно как источника развлечений. Наш ресурс deti.mosmetod.ru как нельзя лучше для этого подходит.

Предложить ребенку «поиграть» со смартфоном — безотказный метод отвлечь его и заняться своими делами, но, увы, часто небезопасный. Многие родители думают, что ребенок слишком маленький, чтобы сознательно выйти за пределы детского интернета и увидеть что-то неподходящее.

Но это не так — всегда есть реклама, какие-нибудь всплывающие баннеры, неожиданные результаты поисковых запросов. Чтобы сформировать культуру безопасного использования интернета, нужно быть спутником ребенка в его интернет-маршрутах с самого раннего возраста.

Сейчас дети, которые идут в первый класс, — уже сформировавшиеся потребители онлайн-продуктов.

Читайте также:  Животные - любимый объект маленьких детей - учим английский вместе

И в наших силах сделать так, чтобы в круг их интересов входило знакомство с качественным образовательным контентом, в создании которого Городской методический центр всегда готов быть надежным партнером московской семьи. 

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Наталия Билык, психолог Московской службы психологической помощи:

До 11–12-летнего возраста ребенка у родителей точно должна быть возможность контролировать, чем ребенок занимается у себя в соцсетях. Следите, с кем переписывается ребенок, и внимательнее приглядывайтесь к незнакомым вам пользователям. Например, недавно к нам за помощью обратилась мама девочки, с которой пытался выйти на контакт взрослый мужчина.

Он долго присылал ей в личные сообщения картинки с котятами, а потом предложил видеосвязь — к счастью, девочка рассказала об этом маме, и она вмешалась.

Такие случаи могут очень испугать родителей, но важно не поддаваться панике и все же уважать личное пространство ребенка: действовать только в рамках оговоренных правил, не копаться в переписках без веской причины и уж точно не комментировать то, что обсуждается в личных чатах с друзьями. 

Важно понимать, что программы родительского контроля не панацея: в конце концов, ребёнку всегда могут что-то показать одноклассники на переменке.

Так что помогают лишь доверительные профилактические беседы — нужно честно рассказывать, почему тот или иной контент опасен, объяснять, что не зря некоторые вещи запрещены законодательно.

По внешним признакам редко можно отследить, что ребенок занимается чем-то неподходящим в сети, однако если вы заметили какие-то странности в поведении ребенка — тревожность, скрытность, отстраненность, — стоит вместе это обсудить. 

Чтобы защитить ребёнка от кибербуллинга, нужно с ним обсудить, что лучший способ бороться с агрессией в интернете — не реагировать на нее и дистанцироваться.

Не кормить троллей, блокировать неприятных пользователей, выходить из чатов.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что родители его поддерживают: даже если сталкивается с агрессией онлайн или офлайн, дома есть пространство, где он почувствует себя в безопасности. 

Не стоит бояться интернет-зависимости: она формируется тогда, когда в офлайн-реальности ребенка мало увлекательных занятий и ярких впечатлений. Если в обычной жизни радости мало, ребенок концентрируется на виртуальном мире, где он может ее получить.

Поэтому очень важны совместные поездки, семейные праздники, игры, возможность сходить куда-то с друзьями. Если все это есть, интернет воспринимается лишь как часть жизни.

А родители могут помочь сформировать интересное и полезное инфополе: например, когда вы заводите ребенку аккаунт в соцсетях, сразу подпишите его на интересные группы — про животных, космос, рисование, чтобы у него были проверенные источники информации, соответствующие его интересам.

Даже когда вы ослабили контроль, важно иногда смотреть на страницу ребенка и следить за тем, что он выкладывает. Если появились тревожные звоночки — повторяющиеся посты с изображениями ран и самоповреждений, мрачные картинки с суицидальным контекстом, шуточки про смерть, это может быть признаками уязвимого состояния ребенка или даже депрессии.

Не бойтесь обращаться к психологу и к психиатру: например, в городском Центре психического здоровья детей и подростков очень бережно относятся к детям и используют самые современные методики, ни о какой страшной карательной психиатрии речи не идет.

Также и дети, и родители всегда могут обратиться на общероссийский детский телефон доверия (8-800-2000-122) и на линию доверия Департамента образования города Москвы (8-495-624-60-01).

Как помочь ребёнку выучить английский язык — Лайфхакер

Сын изучает в школе английский язык уже второй год. Недавно я выяснил, что знания его в этой области просто ужасны. Проблемы обнаружились даже с алфавитом. Надо было что-то делать.

Метод запоминания слов при помощи двухсторонних карточек в нашей ситуации почему-то не работал. Наверное, из-за плохого знания алфавита. О разных программах для смартфона я вообще молчу: мотивация к изучению языка у ребёнка не нулевая, а, скорее, отрицательная, чтобы этими программами можно было его заинтересовать.

Пришлось, опираясь на опыт предшественников, разработать и обкатать свой метод. Ну и лично руководить процессом обучения.

Немного теории

Запоминание можно свести к циклическому процессу из трёх компонентов:

  1. Восприятие.
  2. Повторение.
  3. Тестирование.

Когда мы хотим, чтобы информацию запомнил ребёнок, задача усложняется: непонятно, насколько качественно он её воспринял, сколько раз повторил, а тестирование ученика приводит к стрессу и отрицательным эмоциям в случае плохого результата.

Рассмотрим все три составляющие процесса запоминания и то, как их можно улучшить.

Восприятие

Для качественного восприятия желательно задействовать как можно больше видов памяти: слуховую, зрительную, моторную. Можно ещё добавить такую разновидность, как вербальная память.

Повторение

При повторении материала, как это ни странно, действенным методом оказалась многократная запись изучаемых слов с одновременным их произношением.

Об этом способе я прочитал в мемуарах одного советского разведчика. Он называл такую методику самой эффективной для увеличения словарного запаса.

Объяснить эффективность сочетания многократного переписывания слов с одновременным их произношением можно тем, что в процессе задействованы все возможные виды памяти.

Переписывание позволяет автоматизировать процесс запоминания, обезличить его. Кроме того, записанные слова документально подтверждают факт повторения и позволяют выяснить, какой материал запоминается лучше, а какой — хуже.

Тестирование

При проверке знаний было бы хорошо скрыть от ребёнка сам факт тестирования, но оставить награду при его успешном прохождении. То есть спрятать кнут, но всячески выпятить пряник.

Если знания подтверждаются, то цикл «восприятие — повторение — тестирование» прерывается. Если нет — повторяем. Так появляется стимул быстрее выучить весь материал.

При этом знания получаются порционно и проверяются порционно, а не так: «Садись, сейчас я проверю, как ты выучил то, что вам сегодня задали».

Как работает метод

Так как алфавит сын знал не очень хорошо, мы начали именно с него. Я нашёл в интернете самые простые прописи, похожие на эти:

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Сначала добился от сына полной ассоциации произношения каждой буквы с её написанием: это будет очень важно в дальнейшем. После алфавита перешли к словам. Для этого использовал и продолжаю использовать обычную ученическую тетрадь в линейку либо листы из такой тетради. На полях пишу русские значения слов (выражений), которые предстоит выучить.

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

На соответствующих строчках надо написать эти слова по-английски. Так как каждое слово новое, разрешаю первый раз переписать его из учебника. Затем сын пишет слово столько раз, сколько поместится в строке.

  • Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе
  • При этом он не только пишет, но и каждый раз произносит слово вслух.
  • Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

По окончании лист переворачивается, а там сюрприз! На полях те же самые русские слова, а их английскими аналогами нужно заполнить все строчки, но без подглядывания в учебник.

Три важных момента:

  1. Я на ребёнка не ору, не упрекаю его за ошибки.
  2. Если он не помнит написания, то я произношу его по буквам (вот где пригодится хорошее знание алфавита).
  3. Если ребёнок написал и произнёс слово без подсказок с первого раза, то между нами есть уговор, что он не повторяет его на всей строке. В дальнейшем слово из списков изымается. Считается, что оно выучено и цикл «восприятие — повторение — тестирование» для него завершён.

Процесс повторяется, пока все слова из первоначального списка не будут исключены. На фото внизу примерно четвёртая итерация.

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Таким же образом мы ранее учили с сыном алфавит. Я на полях писал по-русски «эй», «би», «си», «ди» и так далее, а сын заполнял строки английскими прописными и строчными буквами.

Плюсы и минусы метода

У метода есть несколько сильных сторон. Задействованы практически все виды памяти: слуховая, зрительная, вербальная и моторная. Обучение обходится без стресса, самооценка ученика не страдает.

Правила игры простые и честные. Можно сказать, что метод работает автоматически и результат появляется как бы сам собой. Яркая демонстрация диалектического принципа перехода количества в качество. Алгоритм применим для повторения забытого материала и легко масштабируется для разных объёмов слов.

Метод даёт ученику объективные критерии достижения цели. Появляются реальные стимулы побыстрее всё выучить и пойти гулять.

Минусы такого способа обучения тоже очевидны: нужно много бумаги и «надсмотрщик».

Написание и произношение английских названий дней недели сын выучил за вечер. На следующий день получил на проверочной работе пять, похвалу и удивление учителя. И это не единственный успех.

Ещё интересно было наблюдать, как забывается материал, если его не повторять. Первым делом улетучивается способность писать без ошибок, потом начинает страдать произношение, в последнюю очередь забывается звучание слова. Но вот способность узнавать его в тексте сохраняется надолго.

Читайте также:  Как Подготовиться К Написанию Bulats Exam - Учим английский вместе

Не думаю, что метод является идеальным, но, используя описанные механизмы запоминания, всегда можно придумать что-нибудь своё.

Осторожно, интернет: как защитить ребенка от сетевых угроз

Когда речь заходит о том, что ребенка или подростка необходимо оградить от нежелательного контента в интернете, обычно в родителях первым делом просыпается желание усилить контроль. Взломать аккаунт и прочитать личные сообщения, тщательно проверять каждого, кто добавляется в друзья, в принципе запретить пользоваться интернетом в каких бы то ни было целях, кроме образовательных.

При этом сегодня, когда интернет проникает во все сферы жизни, а подростки часто разбираются в том, как пользоваться гаджетами, лучше взрослых, наивно полагать, что запреты действительно будут работать.

Куда более эффективный инструмент — спокойный, дружелюбный диалог, а еще понимание, почему присутствие в интернете так важно для ребенка: там он общается с друзьями, реализуется творчески, находит нужную информацию, без которой ему будет трудно угнаться за одноклассниками.

По словам клинического психолога Галины Лайшевой, за разными способами жизни в интернете стоят разные потребности. Не только любопытство, которое проявляется в том, что ребенок или подросток просто переходит с одной ссылки на другую, но и поиск «своих».

Многие родители боятся, что их сын или дочь вступит в «опасную» группу в социальной сети. На самом деле ребенок обычно вовсе не ищет специально «плохую» компанию, чтобы к ней присоединиться. Наоборот, он хочет получить поддержку, которой, по всей видимости, не находит дома, в школе, среди друзей.

Ему нужно сообщество, где можно почувствовать себя успешным и значимым.

Более того, дети и подростки как интернет-пользователи — вовсе не однородная группа. Ребенок от двух до десяти лет ведет себя в сети иначе, чем тот, кто уже находится в предподростковом возрасте. И разговор с этими двумя категориями необходимо строить по-разному.

Для подростков в значительно большей степени характерно желание прочертить границу между собой и старшими родственниками: взросление вообще тесно связано с процессом свержения родителей с пьедестала. Подросток считывает, что именно его родителям кажется неприемлемым, и может углубляться именно в эти темы, чтобы противопоставить себя взрослым.

Косвенно дать понять: «Я не такой, как вы!» А какой? Более свободный, либеральный, прогрессивный — или, наоборот, агрессивный и депрессивный. Важно само по себе отличие.

Таким образом, если речь идет о ребенке, то найти и попытаться проанализировать его аккаунт в социальной сети, в принципе, можно. Проверить, нет ли у него подозрительных, фейковых друзей. Посмотреть, в каких сообществах он состоит. Но делать это всё равно стоит только в рамках дискуссии.

На категоричных «нельзя», высказанных на повышенных тонах, далеко не уедешь. Нужно обязательно обсудить с ребенком, какие бывают группы, кого не стоит добавлять в друзья, какие ссылки должны насторожить.

А еще проявить заинтересованность: попросить ребенка поделиться, что он смотрит и читает в интернете, какие сайты, приложения и игры ему нравятся.

«С подростком дела обстоят сложнее, — комментирует Галина Лайшева. — Велика вероятность, что он будет намеренно хотеть скрыть что-то от родителей, а вторжение лишь усилит сопротивление. Чем сильнее взрослый стучится в дверь, чем крепче подростку хочется ее закрыть. Поэтому продуктивный подход в таких ситуациях — обратиться к собственным страхам и понять, что пугает лично вас и почему».

Основные страхи и как с ними бороться

Существует три категории явлений, связанных с активным пользованием интернетом, которые заставляют родителей переживать за сохранность детской психики.

Прежде всего речь идет о неожиданном контенте: ребенок пройдет по ссылке, увидит что-то страшное и будет травмирован.

Например, на экране внезапно, с громким, резким звуком возникнет изображение какого-нибудь существа из фильмов ужасов. Тут даже взрослый вздрогнет и долго потом не сможет заснуть.

«В случае с маленькими детьми на компьютер, конечно, можно установить функцию родительского контроля, — считает психолог.

— Но в целом гораздо лучше, во-первых, доходчиво и спокойно объяснить, почему не стоит переходить по сомнительным ссылкам, обсудить вирусы, хакеров, важность защиты информации. А во-вторых, последовательно, с ранних лет располагать ребенка к тому, чтобы он делился с вами своими переживаниями.

То есть не обесценивать и не осуждать, а с уважением относиться к страху или растерянности. В конце концов, увидеть что-то пугающее можно не только в интернете, но и на улице».

Вторая «страшилка» для родителей — это контент неуместный: многие опасаются, что ребенок или подросток наткнется в сети на что-то, чего знать не нужно.

Мат, сайты для взрослых, информация о том, где сделать татуировку или как в домашних условиях выкрасить волосы в зеленый цвет.

Здесь нужно начать с себя и разобраться, почему вам кажется, что тот или иной тип информации для вашего ребенка не предназначен — пока или вообще, — и насколько обоснованны ваши опасения.

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Разумеется, трехлетке рассматривать картинки, на которых секс изображен во всех физиологических подробностях, рано. Но для подростка, находящегося в процессе полового созревания, интересоваться этой темой совершенно нормально. И если родители уверены, что девятиклассник не должен знать, что происходит между взрослыми в спальне, проблема не в интернете, а в их собственных установках.

Наконец, в-третьих, родители боятся, что, сидя в интернете, дети постепенно «тупеют». Мол, раньше все читали добрые книги, играли в футбол во дворе, ходили в гости к друзьям, а теперь целыми днями таращатся в экран смартфона или компьютера.

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

«Могу вас успокоить: нет исследований, которые говорили бы, что интернет мешает когнитивному развитию, — говорит Галина Лайшева. — Наоборот, в наши дни технологии активно включаются в процесс обучения.

Другое дело, что они не должны заменять ребенку всё остальное: живое общение с друзьями, активные игры, походы в театр, создание чего-то своими руками. И тут уже от родителей зависит, будет ли его мозг получать стимуляцию из других источников.

Проявляйте инициативу, предлагайте альтернативные занятия: спорт, творчество, поездки на природу. Детей до десяти-двенадцати лет не то чтобы сложно вовлечь даже в совместную уборку дома».

По мнению психолога, родители сами используют возможности интернета по-разному. Иногда — в развивающих целях, иногда — для того чтобы отвлечь ребенка. К примеру, посадить его смотреть мультсериал, а в это время заняться своими делами. Но если интернет — своего рода инструмент, нужно и самим учиться пользоваться им осознанно, с долей критичности, и учить тому же детей.

В качестве отдельного пункта стоит назвать интернет-травлю, которая сегодня стала вполне реальной угрозой. В некоторых случаях ее можно распознать, зайдя на страницу ребенка в социальных сетях: посмотреть, какие сообщения оставляют у него на странице другие дети, проверить, нет ли посвященных ему хейтерских групп.

Как Защитить Ребенка В Интернете - Учим английский вместе

Впрочем, гораздо надежнее в этом смысле его собственные реакции. Кибербуллинг, как и обычная травля, провоцирует депрессивное состояние.

Оно проявляется в подавленности, нежелании выходить на улицу, отсутствии радости от вкусной еды или занятий, которые раньше приносили удовольствие.

Последствия кибербуллинга ни в коем случае нельзя обесценивать и говорить, что в интернете ничего серьезного происходить не может. Может, и еще как. Будьте готовы оказать поддержку ребенку и, если понадобится, обратиться за помощью к психологу.

На какие еще темы стоит поговорить с ребенком в контексте пользования интернетом

  • Расскажите, что далеко не всё из того, о чём пишут и говорят в интернете, правда. Картинки красивой жизни в инстаграме часто сделаны с помощью фотошопа, а лайфхаки и методы народной медицины порой не только не работают, но и могут представлять опасность для здоровья.
  • Учитывайте, что сегодня подростки являются целевой аудиторией многих брендов, и реклама активно провоцирует юных пользователей на спонтанные покупки. Кроме того, онлайн-игры нередко монетизируются за счет микротранзакций. Всё это веский повод защитить свои счета надежными паролями и договориться с ребенком, на что он может тратить ваши деньги и в каких количествах.
  • Объясните, что такое личные данные и почему ими нужно делиться с большой осторожностью. Выложить на свою страницу в соцсети фотографию слона, сделанную в зоопарке, можно, а вот указывать домашний адрес и номер телефона уже нельзя.
  • Познакомьте ребенка с феноменом хейтерства и постарайтесь донести до него, что люди в интернете далеко не всегда поливают грязью какую-то знаменитость, потому что искренне ее ненавидят. Просто анонимность дает в этом смысле гораздо больше свободы. Но человеку, которому адресованы агрессивные комментарии, всё равно бывает по-настоящему неприятно, больно и страшно их читать.
  • Обсуждайте знаковые события, которые происходят в интернете: начиная с очередного выпуска шоу «вДудь» и заканчивая появлением нового образовательного портала. Покажите ребенку, что интернет разнообразен и в нём много интересного и познавательного.
Читайте также:  Кроссворды На Английском: Исчерпывающая Подборка - Учим английский вместе

Наиболее же универсальный совет для родителей, которые хотят, чтобы активное пользование интернетом не нанесло урона психике их ребенка, звучит так: создайте в семье такую атмосферу, чтобы сын или дочь не боялись обсудить с вами любые трудные темы. А если не с вами, то со старшими братьями и сестрами или более взрослыми детьми ваших друзей. Главное, чтобы собственный дом ощущался как безопасное пространство, и тогда любовь и принятие ребенок и подросток будут искать именно там.

«Не стоит лезть в переписку»: как защитить ребёнка в интернете и не разругаться навсегда

Часто родители запрещают детям подолгу сидеть у компьютера и залипать в смартфон, но не могут толком объяснить почему. Вместе с экспертом «Лаборатории Касперского» и психологами расскажем, как обсуждать запреты с детьми и почему начинать надо с разговора, а не с установки программ для родительского контроля.

До появления интернета родители знали, с кем общается ребёнок, причём многих его друзей — в лицо. Большинство соседей были знакомы друг с другом и спокойно отпускали детей играть во двор. Но даже тогда были простые и понятные правила безопасности: не говорить с незнакомцами, не принимать от них подарки. Дети знали, к кому обратиться за помощью в случае чего.

Если родители с детства учат ребёнка доверять и доверяют ему сами, то особых проблем возникнуть не должно. Важно как можно раньше начать объяснять детям не только почему небо синее и откуда дует ветер, но и как грамотно пользоваться интернетом, чтобы избежать неприятностей.

Регистрироваться в большинстве социальных сетей можно только с 13–14 лет, но, разумеется, многие дети делают это и раньше, завышая свой настоящий возраст при создании страницы.

Когда ребёнок заводит собственный аккаунт, расскажите ему о том, какую информацию можно размещать на своей странице, а какую — нет.

Расскажите, как опубликованное фото с билетом на концерт, где виден штрихкод, может помешать попасть на него, а хвастовство новой приставкой — быстро избавить от неё.

Научите создавать надёжные пароли и пользоваться двухфакторной аутентификацией.

Объясните, что интернет помнит всё и любая информация, которую ребёнок опубликует, может рано или поздно всплыть не в самый подходящий момент.

Научите ребёнка критически относиться ко всей информации: соврать или скрыть правду в интернете очень легко. Имя, возраст и пол собеседника в чате могут быть ненастоящими.

Запомните и расскажите детям!

  • Незнакомец может оказаться совсем не тем, кем представляется, — не мальчиком или девочкой, а, к примеру, взрослым мужчиной. Так, по данным «Лаборатории Касперского», к 11% детей в возрасте 11–14 лет за последний год пытались втереться в доверие незнакомые взрослые.
  • Ни в коем случае нельзя соглашаться встречаться с незнакомцем ни у него, ни у себя дома.
  • Если собираешься встретиться с незнакомцем впервые, лучше возьми с собой друга/друзей и назначь встречу в общественном месте, где много людей, а не в отдалённом углу парка или другом уединённом месте. А ещё лучше — скажи об этом родителям.
  • Не рассказывай в интернете, где ты живёшь, кем работают твои родители, где у вас дача и когда вы уезжаете в отпуск. Точно так же как вы не кричите об этом на всю улицу, не стоит сообщать об этом в публичном пространстве, где увидеть эту информацию может любой.

Первый и основной совет — разговаривайте со своими детьми, спрашивайте у них, что именно они делают и ищут в сети, что читают, смотрят, слушают, во что играют. Но ни в коем случае не нужно нарушать личные границы ребёнка, например не стоит читать его переписку с друзьями, если только он сам не захочет вам её показать. Можно использовать специальные средства защиты, но ни в коем случае не стоит устанавливать их без ведома ребёнка — сначала объясните ему причины, по которым вы собираетесь это сделать, расскажите, от чего именно хотите уберечь.

Есть специальные программы со всеми необходимыми настройками — например, Kaspersky Safe Kids.

Они позволяют родителям закрывать ребёнку доступ к контенту, который не подходит ему по возрасту: например, онлайн-казино, сайты «для взрослых».

Кроме того, с помощью такого софта можно ограничить время, которое ребёнок проводит с гаджетом. Также программа сообщит родителю, если к ребёнку в соцсетях добавится в друзья пользователь с существенной разницей в возрасте.

Больше половины школьников указывают у себя на страничке реальный возраст, 39% — пишут номер школы, а ещё 29% размещают фотографии, на которых хорошо видно обстановку квартиры. Всё это может стать наводкой для мошенников и других злоумышленников.

Поэтому в профиле соцсетей, переписке в мессенджерах, постах и х никогда не сообщайте:

  • номера и серии документов, сканы, фотографии документов — паспортов, прав, свидетельств о рождении, виз и так далее;
  • фото билетов со штрихкодами (авиабилетов, билетов на различные мероприятия — концерты, выставки и другие);
  • точный адрес и телефон;
  • фотографии, на которых видно обстановку квартиры;
  • большое количество информации о родителях или близких родственниках, а также о детях;
  • время, когда вас не будет дома, и сроки поездок.

Популярные YouTube-блогеры далеко не всегда соответствуют представлению родителей об идеальном кумире: они часто матерятся, неполиткорректно шутят и вообще позволяют себе лишнего и подают дурной пример.

Иногда они запускают всевозможные челленджи с опасными трюками. Часто трюки выполняют профессионалы и под присмотром специалистов, но ребёнок этого не знает и может пытаться их повторить.

Что же делать, если вам кажется, что ребёнок попал под влияние сомнительного блогера?

Илья Хломов, член правления центра «Перекрёсток», клинический психолог:

Дело не только в интернете. Такое есть везде, и на улице в том числе. Когда мы смотрим блогера с миллионной аудиторией, хочется что-то подхватить, как раньше мы подхватывали, у знакомых и новых приятелей. Надо воспитывать в детях критичность, укреплять собственное «я» ребёнка, обсуждать то, что мы видим, высказывать своё взрослое отношение.

Как бы дети ни демонстрировали негативизм по отношению к мнению взрослых, оно играет роль, если есть доверительные отношения в семье. Важно не оставлять ребёнка наедине с интернетом. Проявлять интерес и обсуждать. Что стоит за желанием ребёнка подражать? Что его впечатляет? Что его очаровывает? И старайтесь вообще отказаться от обвинительной интонации.

Частый родительский страх: ребёнок наткнётся на порносайт (или найдёт его специально). Среди наиболее распространённых «угроз», с которыми, по версии родителей, часто сталкиваются дети в сети, действительно есть материалы для взрослых.

Галия Нигметджанова, психолог:

В самом по себе познании мира во всём его многообразии нет ничего плохого, поэтому не стоит реагировать слишком бурно.

Предположим, вы оставили ребёнка наедине с ноутбуком, возвращаетесь в комнату и видите (о ужас), как он смотрит порно. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — справиться со своими эмоциями.

Не кричите: «Вот до чего твои гаджеты доводят!» Это, мягко говоря, излишне. Скорее всего, ребёнок попросту не понимает, что происходит.

Из-за взрыва родительских эмоций у него может возникнуть двойственное ощущение: с одной стороны, вроде не сделал ничего особенного, а с другой — достаётся так, будто на незаправленной кровати разбил всю посуду о разбросанные игрушки. Проще говоря, ребёнку страшно и интересно. Ему хочется разобраться. Так что вы можете простимулировать детское любопытство, сами о том не подозревая.

Основная ваша задача в подобной ситуации — понять, откуда растут ноги: наткнулся случайно, посоветовали одноклассники и так далее.

Если ребёнок смотрел такое видео специально, а не наткнулся на него случайно, вероятно, он уже дозрел до разговора о сексе и деторождении.

Объясните также, что порнография не показывает всей гаммы человеческих отношений, что то, что изображается в этих видео, имеет мало общего с реальностью.

Виктор Заикин, психолог:

Интернет создаёт комфортное пространство, где пользователь может произвольно проявлять социальную активность, демонстрировать или конструировать образ личности, который хочет. Другая сторона — иллюзия анонимности, тесно связанная со снижением уровня ответственности и реализацией деструктивных желаний, которые не могут найти своего выражения в реальной жизни.

Интернет давно стал важнейшей информативной средой, где люди развлекаются, общаются, работают. Главный признак проблемы — человек проводит время в сети бесцельно и это начинает сильно влиять на его социальные связи.

То есть значимым и близким он предпочитает онлайн.

Затем это начинает вредить его здоровью: он сокращает время на сон; время, проведённое в интернете, истощает его физические и эмоциональные ресурсы (а не восполняет их), и, безусловно, это сказывается на его продуктивности на работе или в учёбе.

Одна из главных опасностей — интернет может заменить реальную жизнь, когда человек постепенно вовлекается в эту зависимость и начинает подменять реальную жизнь онлайновой. При этом даже при желании он не может восстановить социальные связи.

Среди основных рисков можно выделить следующие:

  • Пагубное влияние на социальную жизнь. Человек начинает «бежать» в интернет от реальности при стрессе, неудаче, высоком эмоциональном напряжении.
  • Физическое и умственное истощение. Человек, который провёл всю ночь в интернете, вряд ли сможет быть эффективным учеником, студентом или школьником: он слабо способен воспринимать и обрабатывать новую информацию.
  • Социальная дезадаптация. Попадая в ситуацию зависимости, человек уже не замечает, как начинают разрушаться его социальные связи, тем более что у него появляются новые — в сети, которые могут заменить реальные дружбу и отношения.

Самое главное — это отслеживать и устранять те факторы, которые могут заставить человека «бежать» в интернет. Всегда есть череда событий, которые приводят к зависимости и закрепляют её. Важно понять — есть ли у человека возможность снять стресс в диалоге с близкими: педагогом, другом, психологом, родственником.

Как определить, что у человека есть интернет-зависимость?

  • Он проводит в интернете больше времени, чем нужно для работы и досуга. Кроме того, он уже не получает от этого удовольствия.
  • Проведённое «лишнее» время в сети начинает влиять на качество сна и способность к обучению.
  • У человека разрушаются социальные связи, он утрачивает или игнорирует коммуникацию в реальной жизни.

В том случае, когда интернет-зависимость — это сформированный паттерн поведения, сначала нужно понять, есть ли у человека мотивация преодолеть эту зависимость. Потом опереться на сохранившиеся социальные связи и попробовать разные способы и формы социальной реадаптации. Следует подумать, что приносит человеку удовольствие вне сети.

Таким образом, чтобы защитить ребёнка в интернете и не разругаться с ним, самое главное — выстроить с ним доверительные отношения. А для того чтобы знать, что происходит с ним в сети, есть специальные программы для детской онлайн-безопасности.

Например, с помощью Kaspersky Safe Kids вы можете защитить ребёнка от неподходящих, на ваш взгляд, сайтов, ограничить время использования гаджетов или вовремя узнать, если к ребёнку в социальной сети добавится кто-то с большой разницей в возрасте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector