Урок 76: ищем причинно-следственные связи — учим английский вместе

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием Fishbone. Дословно он переводится с английского как «Рыбий скелет» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое Fishbone ?

Урок 76: Ищем Причинно-следственные Связи - Учим английский вместеМетод “Фишбоун” (Рыбий скелет)

В основе Fishbone — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Схемы Fishbone дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.

Урок 76: Ищем Причинно-следственные Связи - Учим английский вместе

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Формы работы на уроке:

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее.

С применением технических средств можно использовать готовые шаблоны.

Перейти к примеру

При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

Дополнительно:

  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на уроках английского языка

  • Предлагается следующий алгоритм формирования данного умения.
  • 1. Введение понятия “причина – следствие”: – подведение к понятию;
  • – представление понятия.

2. Отработка умения находить причину и следствие.

3. Использование союзов и слов-связок для выражения причины и следствия. – Введение because so. – выполнение упражнений на закрепление умения использовать союзы because so. – (Для уровней выше Pre- Intermediate) ведение due to, because of, owing to, on account of, since, as и т.д для выражения “причины” therefore, as a result, consequently и т.д для выражения “следствия”.

– Выполнение упражнений на закрепление умения использовать представленные выше союзы и слова-связки.

4. Установление различных типов причинно-следственных связей.

5. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.

Примеры заданий, направленные на формирование умения.

1. Введение понятия “причина – следствие”.

Задание 1.

  1. Учащиеся отвечают на вопросы “Why”(почему) по прочитанному тексту (прослушанному отрывку, обсуждаемой теме).
  2. Задание 2.
  3. На доске учащиеся видят предложение c because и картинку:

Becky tore a page with the picture in half because she hurried to close the book. (Либо любое другое (c because) в зависимости от обсуждавшейся в задании1 темы.)

Картинка – лошадь(cause) и повозка(effect) (дождь и лужа ит.д.) – любой символ причинно-следственной связи.

Вопрос: Что общего между предложением и картинкой? What do they have in common?

Ответ: В обоих случаях одно (событие, действие, явление) происходит в следствии другого.One makes the other happen.

Учащиеся должны выбрать одно из предложенных ниже утверждений либо самостоятельно сформулировать правильное.

  1. The effect makes the cause happen
  2. The cause makes the effect happen. (Правильно.)

2. Отработка умения устанавливать причину и следствие (использованы материалы сайта www.superteacherworksheets.com)

Задание 3. (В парах предложений подчеркни причину зеленым, а следствие – красным.)

  1. Tom was shocked. He didn’t say a word.
  2. The teacher was not satisfied with his life. He wanted to be a doctor.

Задание 4: (Прочитай причину и напиши следсвие.) Read the cause and write your own effect for each sentence.

1. Cause: The sun is shining Effect:____________________

Задание 5: (Прочитай следствие и напиши причину.) Read the effect and write your own cause for each sentence.

1. Cause: _______________________ Effect: Amy broke her arm

Задание 6: (Соедини причину и следствие.) Match the cause with the effect.

Задание 7: (определи является подчеркнутое предложение причиной или следствием.) Identify if the underlined phrase is a cause or an effect.

  1. We turned up the heat. It was getting cold.
  2. Tommy and Matthew are good friends. They have many common interests and hobbies.

3. Использование союзов и слов-связок для выражения причины и следствия.

Задание 8.

а) В данных предложениях определи причину и следствие.

Life for Tom was no longer bright because Becky went away to in her summer house. Summer vacation came so Becky went away to in her summer house.

б) подчеркни правильное слово в утверждениях.

We use “because so” if the cause is after the effect. We use ” because so” if the cause is before the effect

Задание 9. Соединить пары предложений в заданиях 3–7,ипользуя союзы becauseso.

Задание10. Составить рассказ, используя только becauseso.

Задание 11.

а) Прочитай примеры.

The workers went on a strike due to because of on account of bad working conditions. They put the animals into the game parks becauseassince they were threaten with extinction by hunters.

It was raining heavily. As a result Consequently So Therefore, the match was cancelled.

б) соедини пары предложений, всеми возможными способами.

  1. 1. The climate is changing. The Sahara Desert is spreading.
  2. 2. Fish are dying. Industrial waste is polluting our seas.

4. Установление различных типов причинно-следственных связей.

Задание 12. Прочитай текст (например: стр. Way Ahead 5) и заполни пропуски в предложенных схем .

5. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.

Задание 13.

а) Нарисуй схему текста, показав причинно-следственные связи. б) Составь как можно больше Why- вопросов.

  • в) перескажи текст, используя различные союзы и слова-связки для выражения причины и следствия.
  • Диагностическое задание.
  • Прочитай текст и заполни пропуски.
  • BIRDS.

All birds have wings and most of them can fly. Some birds use their wings to help them swim fast in the water.

Our bones are heavy in weight. But the bones of birds are light in weight. Light bones help birds fly through the air.

Birds are different from other animals. They are the only animals with feathers. Have you ever found a bird’s feather on the ground? Did you notice how light in weight the feather was when you picked it up? Light feathers help birds fly high.

The feathers of birds are usually the colours of their surroundings. It is hard for birds’ enemies to see them. Their colored feathers become their safety.

THE HORNED OWL.

Horned owls live in lands where it is very cold in winter. Their babies (owlets) are born in winter. They are always hungry. Winter days are short. The horned owl must hunt food for its babies at night, too.

The horned owl can see well in the dark. It has three eyelids. The third eyelid keeps the eye of the owl clear and wet. The owl’s eye doesn’t become dry and the owl can see well at night.

  1. Write causes and effects.
  2. 1. CAUSE: Birds have wings Effect1__________________________ Effect2_________________________ _________________________________ ________________________________ (2 балла)
  3. —————————————————————————————————————-
  4. 2. Cause1______________ Cause2_________________ Cause3 ________________ _____________________ _______________________ ______________________(3 балла)
  5. Effect: Birds can fly
  6. 3. Cause_____________________________________________________________________ (1 Балл)_
  7. Effect; It is hard for birds’ enemies to see them.

4. Cause1:Owlets are born Cause2______________ Cause3___________________ in winter. __________________ ____________________ Effect:______________________________________________

Читайте также:  Present perfect continuous (progressive) - учим английский вместе

(3 балла)

5. Cause:_______________________________________________________________ Effect: The owl’s eye never becomes dry. Effect___________________________________________________________________

  • (2 балла)
  • 6–8 баллов – навык частично сформирован, 9–10 – навык сформирован.

28.06.2012

Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de]

  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:17 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [23/100] Изучение иностранных языков
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:41 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [12/100] Изучаем название напитков
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:18 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [13/100] Называем виды деятельности
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:15 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [14/100] Изучаем окружающие нас цвета
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:13 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [15/100] Фрукты, продукты и еда
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:40 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [61/100] Изучаем порядковый счет
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:57 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [28/100] Жалуемся на плохой сервис
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:38 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [29/100] Завтракаем в ресторане по-английски
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:04 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [30/100] Обедаем в англоязычном ресторане
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:49 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [31/100] Вкусный ужин в ресторане
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:43 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [39/100] Если сломалась машина…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:52 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [22/100] Простые фразы для легкого общения
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:15 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [6/100] Английские фразы со словами «Писать и читать»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:55 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [10/100] Наречия: Вчера – сегодня – завтра
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:12 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [84/100] Образование глаголов в прошедшем времени
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:55 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [85/100] Особые вопросы в прошедшем времени
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:30 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [81/100] Глаголы в прошедшем времени
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:44 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [86/100] Специальные вопросы в прошедшем времени
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:14 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [83/100] Совершенные глаголы в прошедшем времени
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:25 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [88/100] Модальные глаголы — прошедшее время
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:51 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [38/100] Вызываем и едем в такси
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:07 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [11/100] Месяцы года на английском языке
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:55 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [2/100] Семья на английском языке
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:32 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [7/100] Количественный и порядковый счет на английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:05 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [1/100] В английском обществе: люди и местоимения
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:19 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [3/100] Давай знакомиться по-английски
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:11 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [35/100] В аэропорту на английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:51 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [92/100] Английские подчиненные предложения с «что»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:40 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [100/100] Английские наречия времени
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:06 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [24/100] Назначаем встречу на английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:45 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [63/100] Задаем вопросы по-английски правильно
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:19 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [5/100] Языки и страны
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:36 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [82/100] Английские модальные глаголы
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:33 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [40/100] Спрашиваем дорогу на английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:54 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [71/100] Хотеть что-либо
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:27 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [4/100] Осваиваемся в английской школе
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:00 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [25/100] Ориентируемся в городе
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:31 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [9/100] Фразы про дни недели
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:56 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [19/100] Готовим на английской кухне!
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:58 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [64/100] Отрицание на английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:46 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [21/100] Как начать беседу на английском?
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:37 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [37/100] В дороге на английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:18 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [79/100] Изучаем английские прилагательные
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:58 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [94/100] Изучаем английские подчинительные союзы
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:03 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [65/100] Учимся отрицать по-английски
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:26 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [99/100] Падежи в английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:38 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [89/100] Повелительная форма в английском
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:21 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [34/100] Занимаем место в поезде по-английски
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:41 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [26/100] Любуемся природой по-английски
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:49 Бесплатный аудио курс английского языка [book2.de] [74/100] Выражаем просьбу по-английски

Welcome to Australia. Конспект урока с приложениями

Цыганкова , 219-516-484

Конспект урока в 10 классе  по учебнику «Английский язык : Учебник для 10-11 кл, общеобразовательных  учреждений» / В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова  др. (М.:Просвещение, 2008)

  • Тема урока: “How does the geographical position influence the people’s lives?”
  • “Welcome to Australia!”
  • Цели урока: развивающий аспект:
  •                        1. Развитие творческих способностей учащихся;

                       2. Развитие умения выделять главную мысль.

                       3. Совершенствование навыков аудирования.

                       воспитательный аспект:

  1. Развитие умения работать в группе.
  2. Развитие творческих навыков учащихся.
  3. Воспитание уважительного отношения к истории и культуре страны, изучаемого языка.

                       учебный аспект:

  1. Развитие речевых умений (говорить, писать, общаться).
  2. Отработка умения работать с тестами.
  3. Формирование грамматических навыков говорения и чтения (причинно-следственные связи).
  4. Тренировка в употреблении определенного артикля с географическими названиями.

Задачи урока:     

  1. Тренировать грамматические навыки чтения и говорения.
  2. Совершенствовать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  1.                         сопутствующая задача:
  2.                          Провести скрытый контроль уровня сформированности речевых умений по    
  3.                                теме    “The Influence of Geographical Situation on People’s Life.”
  4. Оборудование урока:     
  1. компьютер, проектор, экран,
  2. индивидуальные тесты для учеников (раздаточный материал)
  3. презентация урока ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  4. видеофильмы(“Kangaroo”ПРИЛОЖЕНИЕ2,“Australia”ПРИЛОЖЕНИЕ 3 )

Лексический материал: лексико – грамматический материал первого раздела УМК «Английский язык 10-11 кл.»,  автор Кузовлев В.П. ,“How Different the World Is!”

Ход урока:

    1.Организационный момент (см.  Слайд № 1)

       Teacher:       Good morning boys and girls! I’m glad to see you in fine mood.

       Pupil:            I’m glad to see you in fine mood too!

       Teacher         At our lesson we’ll try to find out how does the geographical position influence the  

                             people’s lives?   Then we’ll learn about Australian’s wildlife, the most peculiar     feature in Australia’s animals and what are the consequences of being situated in the south hemisphere.

                            Now you are welcome to Australia! (см.  Слайд № 2)

     2. Фонетическая зарядка  (см.  Слайд № 3 )

  • [ t ]  — [ d ]  desert, coast, flat, deep, vast, island, due to the fact.
  • [∂]   —  [Ө]  that , thank, that’s why, thanks, thanks to the fact.
  •   [ w ]  — world, wash, washed by, would.
Читайте также:  Англійська Мова В 1 Класі: Як Вчити Англійську Першокласнику. - Учим английский вместе

     3.Речевая зарядка:        (см.  Слайд № 4)     

Give me these geographical names with right articles. Задание выполняется в группах по 3-5 человек. Заполняется карточка и сдается для проверки учителю. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  1. St. Petersberg                                              America
  2. Elbrus                                                          Atlantic Ocean
  3. Caucasian Moun tains                                Atlantic Ocean
  4. Crimea                                                         North Africa
  5. Black Sea                                                     Caspian Sea
  6. Holland                                                        Mediterranean

        4.Введение в новую тему  (см.  Слайд № 5)     

Teacher:    You have studied a lot of new words and expressions, new grammar material.

                 We are going to learnt much information about geography and people’s life in Australia. Our lesson is called “How does the geographical position influence the people’s lives?”

and the topic of our discussion is the land of Australia,  about people, who live in these places, about their lifestyles, their habits and traditions. Your task is to listen to your friends very attentively just to be ready to discuss new information afterwards. You are welcome!

        5. Объяснение нового материала

Pupil 1  (см.  Слайд № 6)     

It is the world's largest island and its smallest continent. The continent is south of the Equator. Much of the land is a useless desert. Great deserts cover nearly 2,000,000 square kilometers.

Most of the continent is sunny most of the year. Its population is very small for such a huge country. Many people live far away from towns in the outback. Severe droughts, floods and cyclones happen very often on the continent.

The people suffer from limited fresh water.

Pupil 2   (см.  Слайд № 7)      

Thanks to Australia is cut off from the rest of the world, its wildlife is so unique. Australia's geological isolation has resulted in many species not found elsewhere.

The most peculiar feature in  Australia's animals is pouch. The best-known are kangaroo, the ostrich , the koala bear, the possum. Possums live in Central and South Australia. They  eat insects, berries, fruit, and dog food.

Wild possums do not live very long. People kill possums as food.

Pupil 3   (см.  Слайд № 8)      

The koala is the best known and most loved animals in Australia. They seldom drink, and take enough water from leaves. The koala sleeps in the trees for most of the day, but moves and feeds at night. A koala’s life in the world is about 12years, but they have been known to live for 15years in captivity.

(В то время как ученики рассказывают об Австралии, учитель проверяет результаты групповой работы «Определённый артикль с географическими названиями». После этого подводит итоги групповой работы.)

6. Тренировка навыков аудирования:

Teacher:  We learned a lot about Australian animals and now let’s see a film. Having seen the film you should do the test a change the right answer.

FILM  “KANGAROO” (см.Приложение № 1)

( Каждый ученик получает тест и после просмотра фильма его выполняет. После паузы в 15 секунд фильм включается второй раз. На экране высвечивается тест. ПРИЛОЖЕНИЕ 5) (см.  Слайд № 10)      

Name__________Surname______________________Form__________date________

Приемы развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления через чтение и письмо  представляет особенный интерес для уроков иностранного языка. Именно эта технология обращает внимание на текст.

Основой её является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между учителем и обучающимися.

Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Технология развитие критического мышления через чтение и письмо имеет совершенно чёткую структуру, которая имеет в своей основе развивающие и воспитательные цели. В её основе лежит базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Восприятие информации происходит в 3 этапа, каждый этап имеет свои цели и задачи.

Таблица 1. — Этапы технологии РКМЧП и их задачи

Названиетехнологического этапа Задачи технологического этапа
  • Evocation
  • подготовительный
  • Фаза вызова или Побуждения
Позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Realization of meaningсобственно восприятие нового смысловая стадия или Фаза реализации смысла Даёт новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.
Reflectionприсвоение информации – стадия рефлексии. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение.

Иногда одного урока не хватает для реализации технологии. Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов – осмысление содержания – рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

Науке известно много приёмов технологий формирования критического мышления: инсерт (система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у — +?) мозговая атака, диаграмма Вена, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кубик Блума, ромашка Блума, «толстые» и «тонкие» вопросы, кластеры, синквейн, понятийное колесо, продвитнутая лекция, эссе, лови ошибку, перепутанные логические цепочки, таблица З-Х-У, взаимоопрос и др.

Не важен набор и последовательность приёмов. Можно использовать те приёмы, к которым привык учитель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики.

Сами приёмы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей, придерживаясь идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт. Это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.

  1. Каждый этап, имея свои цели и задачи, имеет также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
  2. Определение основных приемов технологии, которые будут демонстрироваться:
  3. Стадия вызова

Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что учитель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные.

Многие учёные считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения.

Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Важным является и активизация учеников. Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

В процессе реализации стадии вызова важно давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы.

При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний, сочетать индивидуальную и групповую работу (индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться).

Обмен мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала.

Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно.

Читайте также:  Учебники И Пособия Для Подготовки К Международным Экзаменам По Английскому - Учим английский вместе

Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются постановкой проблемы, личностно значимой для них.

Это требует от учащихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне.

  • Когда заявленная тема незнакома учащимся, можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.
  • Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
  • Давайте остановимся на некоторых приёмах, которые вошли в практику моей работы:

Приём КОРЗИНА ИДЕЙ – приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

  1. Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:
  2. — умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,
  3. — умение выражать свои мысли;
  4. — формирования навыков смыслового чтения.

Приём КЛАСТЕР («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приёмом «корзина идей».

Кластеры могут стать ведущим приёмом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический приём систематизации материала.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Приём ФИШБОУН позволяет учащимся “разбить” общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приема похоже на «рыбную кость», применяется на этапе вызова. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы. 1.

В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3.

Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Установление причинно- следственных связей на уроках истории. — презентация

1 Установление причинно- следственных связей на уроках истории

2 Основная цель преподавания истории в школе- развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Уроки истории должны учить школьника не пассивному запоминанию фактов, а умению самостоятельно находить причинно –следственные связи между историческими явлениями.

3 Причинность или причинно- следственная связь — связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием.

4 Умение устанавливать причинно- следственную связь есть определение явления –причины, которое так связано с другими явлениями, называющимся следствием, что возникновение причины неизбежно влечет за собой возникновение следствия.

5 В качестве основного задания выступает вопрос, ответ на который требует установления причинно- следственной связи. Чтобы ответить на вопрос необходимо совершить ряд действий, которые обозначены как микро умения. Поэтому учащемуся дается ряд заданий, направленных на формирование данных микро умений.

6 Умение учащихся устанавливать причинно-следственную связь состоит из микро умении: -выделять в вопросе следствие -выделять в следствии объект анализа -давать описание объекту, выделенному из следствия -выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии -переформулировать вопрос

7 Что должен сделать ученик, чтобы установить причину исторического события? 1 шаг -проанализировать вопрос и выделить в вопросе следствие

8 Пример: Что послужило причиной экономических трудностей начала 17 века? (Следствие – это изменения, которые произошли под влиянием данной причины) Следствие-В начале 17 века были экономические трудности.

9 Что должен сделать ученик, чтобы установить причину исторического события? 2 шаг – проанализировать следствие, которое дано в вопросе: -выделить объект анализа -определить объект, т.е. дать описание объекту -выделить дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии

10 Пример: Следствие – а) в начале XVII века в России были экономические трудности; 1. Выделить в следствии объект анализа. Объект – это то, на что направлено действие и отвечает на вопрос «Что?». экономические трудности. 2. Определить компоненты (составные части) объекта анализа, т.е. из чего состоит выделенный «объект анализа». экономика и трудность;

11 3. Осуществить качественное описание компонентов объекта анализа, т.е. определить то, чем характеризуются выделенные компоненты. а) Экономика – совокупность средств, которые используют люди в целях обеспечения своих потребностей.потребностей б) Трудность – тяжесть, нелегкость, горестность, бедственность … 4. Установить связи между компонентами объекта анализа, т.е.

соедини оба понятия. Экономические трудности – бедственное (горестное, нелегкое) положение относительно средств, которые используют люди в целях удовлетворения своих потребностей. 5. Прочитать выделенное следствие и найти в следствии дополнительные условия. Начало 17 века 6. Дать их описание. Начало XVII века в России – время правления Бориса Годунова; неурожай в течение трех лет.

12 Что должен сделать ученик, чтобы установить причину исторического события? 3 шаг- переформулировать вопрос, заменить прописанный в вопросе объект на сочетание «объект + характеристика объекта»

13 1.

Переформулировать вопрос «Что послужило причиной экономических трудностей начала XVII века в России?» 1) замени прописанный в вопросе объект на то, что получилось «Что послужило причиной бедственного (горестного, нелегкого) положения относительно средств, которые используют люди в целях обеспечения своих потребностей начала XVII века в России?» 2) Заменить прописанные в вопросе дополнительные условия на то, что получилось. «Что послужило причиной бедственного (горестного, нелегкого) положения относительно средств, которые используют люди в целях обеспечения своих потребностей в начале XVII век, когда правил Борис Годунов и был неурожай в течение трех лет» 3. Сделать вывод и ответить на вопрос «Что послужило причиной экономических трудностей начала XVII века в России?». Причиной экономических трудностей начала XVII века в России стал неурожай в течение трех лет.

14 Умение учащихся устанавливать причинно-следственную связь состоит из микро умении: -выделять в вопросе следствие -выделять в следствии объект анализа -давать описание объекту, выделенному из следствия -выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии -переформулировать вопрос

15 Задача учителя – создать на учебном занятии условия для формирования у учащихся умения находить причину любого исторического события Для обеспечения такой работы применяется следующий прием – работа в парах, направленная на нахождения причин исторического события Для обеспечения включенности каждого в работу – работаем по алгоритму

16 Если ученик выполняет предложенные задания, то педагог для организации рефлексии вновь задает вопросы.

Это могут быть вопросы следующего характера: — какие действия ты совершал? — каким образом у тебя получилось выполнить данное задание? Основываясь на ответе ученика, педагог может сделать вывод о том, действительно ли у ученика сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, или выполненное задание — это результат хорошего владения учебным материалом.

17 В целом умение устанавливать причинно- следственные связи считается сформированным, если правильно выполнены все задания. В случае, если ученик не может дать правильного ответа, определяется характер затруднений и организуется работа по его устранению. Для этого учащемуся даются упражнения на формирование того микро умения, в использовании которого были выявлены затруднения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector