Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского — Учим английский вместе

Времена в английском – краеугольный камень грамматики языка. Непосвященным изобилие английских времен и правила их использования могут показаться такими же туманными, как и сам Альбион. Как быстро и качественно их выучить?

Времена в английском – краеугольный камень грамматики языка. Непосвящённым изобилие английских времён и правила их использования могут показаться такими же туманными, как и сам Альбион. А исключений из правил, которые вы начинаете осваивать, по иронии судьбы, почему-то всегда больше, чем самих правил.

И все же существует несколько простых способов изучить времена в английском языке с минимальными потерями нервных клеток. О них мы сегодня и поговорим, а точнее – предложим пошаговую инструкцию изучения английских времён. Также советуем обратить внимание на подборку курсов интенсивного изучения английского языка в Киеве.

1. Осознайте масштаб проблемы

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

Во-первых, то что в русском языке мы называем «времена», в английском именуется «видо-временные формы». Почему? Просто потому, что в русском языке есть только два вида глаголов: совершенный и несовершенный (делать и сделать). 

В английском таких видов (аспектов) четыре:

  • to do – простой (Simple / Indefinite)
  • to be doing – продолженный (Continuous / Progressive)
  • to have done – перфектный (Perfect)
  • to have been doing – перфектно-продолженный (Perfect Continuous)

Во-вторых, все эти виды (аспекты) могут использоваться в трёх временах: Present, Past и Future. Все это отображает таблица времен в английском языке: 

Simple / Indefinite Continuous / Progressive Perfect Perfect Continuous
Present I play I am playing I have played I have been playing
Past I played I was playing I had played I had been playing
Future I shall play I shall be playing I shall have played I shall have been playing 

В-третьих, существуют и неличные формы глагола – ифинитив, ing-форма. 

В-четвёртых, есть ещё одна прелесть английской грамматики: пассивная форма глаголов, которая используется во всех видах от Simple до Perfect Continuous: 

  • to be done
  • to be being done
  • to have been done
  • to have been being done 

И это не финиш: все аспекты также могут использоваться с модальными глаголами: 

I/she/you/they…. can/may/could/might/should/would/will do/be doing/have done/have been doing 

Выучить все это за один вечер не получится: в английском языке 26 временно-видовых форм. Потребуется время и терпение. Если вы это осознали – можно приступать ко второму шагу. 

2. Изучите теорию

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе 

Изучать языки стоит последовательно. Начните с Simple/Indefinite и, в первую очередь, прочтите и попытайтесь вникнуть в теорию. Таблица времён в английском языке демонстрирует систематизированный материал. Вам нужно изучить каждый конкретный случай. Сложность английских видо-временных форм в том, что их мало просто знать, их нужно чувствовать. Пусть времена в английском языке для начинающих могут показаться тёмным и запутанным лабиринтом, все со временем станет на свои места.  А для этого необходимо изучить все, что касается конкретного времени и обстоятельств его применения, узнать как правильно использовать времена в английском. 

Если уже немного владеете английским, стоит познакомиться с книгой The English Verb: An Exploration of Structure and Meaning, она поможет в процессе знакомства с временами в английском языке. Не стоит штудировать теоретический материал сразу обо всех временах, чередуйте теорию и практику. Запомнили общие правила использования времени – переходите  к практическим заданиям. 

Зачем нужна теория? 

Важно понимать, что изучения языка как иностранного отличается от изучения родного языка. Те, кто говорит на английском с рождения, ориентируются в видо-временных формах и их использовании на практике интуитивно.

Для носителей английского выбор конкретной формы глагола очевиден, им трудно объяснить с помощью грамматических правил, почему они используют именно эту форму. Даже в англоязычной среде общения изучать язык вам придётся, опираясь на определённую рациональную базу, изучая правила.

Только дети в раннем возрасте могут изучить язык интуитивно, взрослым, как правило, не смотря на разрекламированные методики «изучения иностранного языка как родного», не удаётся пройти этот путь с такой же лёгкостью и без грамматической базы.

Попытки изучать язык только на практике, не используя теоретический материал, порождают типичные ошибки во временах. А наличием последних в своей речи могут похвастаться даже люди, длительное время проживающие в стране с англоязычным населением. 

 3. Формируйте языковые навыки на практике

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе Практика позволит довести до автоматизма навык употребления английских времён. Кроме того, есть целый ряд случаев, когда та или иная видо-временная форма используется просто потому, что используется. Не всё можно объяснить правилами, поэтому некоторые случаи нужно просто выучить. А для этого необходима практика. Вариантов упражнений может быть много:    

  • переводите тексты с русского на английский, задумываясь над тем, почему мы используем в этом предложении именно это время
  • читайте тексты на английском, отмечайте, какое время в каком случае использовано
  • смотрите фильмы на английском и задумывайтесь над тем, почему в этом предложении используется именно это время
  • просто уделяйте внимание английскому каждый день

Только практика позволит вам прочувствовать английский язык, научится использовать видо-временные формы глаголов автоматически, на интуитивном уровне. 

  • Как выучить Simple / Indefinite Tense? Говорите о себе, о том, что привыкли делать всегда, о том, как обычно ведете себя или что предпочитаете. Пообщайтесь с носителем языка или преподавателем о своих привычках, традициях в вашей семье. 
  • Как выучить Continuous / Progressive Tense? Расскажите о том, что вы продолжаете делать в конкретный момент. Постоянно, выполняя какую-либо работу, проговаривайте, что вы делаете в конкретный момент на английском языке. 
  • Как выучить Perfect Tense? Расскажите о том, что вы закончили делать к определенному моменту. Поведайте преподавателю или любому другому собеседнику о своих достижениях и свершениях, о том, что вам удалось сделать. Попробуйте подготовится к собеседованию на английском языке, на котором расскажите о своих победах, свершениях. 
  • Как выучить Perfect Continuous Tense? Расскажите о каком-то периоде в вашей жизни, о том, что вы какое-то время делали, чему, до определенного момента посвящали жизнь, чем увлекались. Представьте, что у вас берут интервью – попробуйте ответить на разные вопросы. 

4. Общайтесь с носителями языка

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе 

Общение с носителем может принести качественный результат, если у вас уже есть определенная база: вы владеете разговорным английским, знаете общие правила использования времен. Носитель в процессе общения поможет вам отточить навык использования видо-временных форм в том или ином случае. Общение с носителем – прекрасный вариант языковой практики, ведь вы не просто думаете, какое время лучше использовать, вы сразу же получаете ответ на вопрос, правильно ли вы употребили форму глагола. 

5.  Выходите из «зоны комфорта»

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

Желаем успехов в изучении английского языка! 

Как выучить английские времена

В английском языке всегда один и тот же порядок слов, нет окончаний, который приходится заучивать, и всего другого, что доставляет столько мучений изучающим русский язык.

В общем, английский достаточно прост для изучения, пока дело не доходит до времен. Их в английском больше трех, все они они чем-то отличаются, требуют вспомогательных глаголов, понимания и правильного использования. Иначе вас не поймут.

Разберемся, с чего начать и как выучить английские времена.

Что такое времена в английском языке

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

В английском существует понятие видо-временной формы. Это неопределённое время, длительное, перфектное и совершенно-длительное. Кроме Present, Past и Future, существует вид Future-in-the-Past, когда будущее выражается относительно прошлого.

У английских глаголов есть две неличных формы – инфинитив и глаголы с окончанием –ing. В английском инфинитив имеет простую и пять сложных форм. Герундий (ing-форма) обладает свойствами существительного и глагола. Это пример формы, не существующей в русском языке.

Еще одна особенность – это пассивная форма, когда глагол влияет на субъект. Действие выполняется, но кем – неинтересно или неизвестно. Данная форма используется в четырёх группах.

В английском языке существуют модальные глаголы. Употребляется группа, сочетаясь с инфинитивом второго глагола. Применение – как выражение возможности, желательности, сомнения, разрешения, запрета, способности или вероятности действия.

Сразу выучить тему времен невозможно: английская грамматика насчитывает двадцать шесть временных форм. Запасайтесь терпением, переходим ко второй стадии.

Как учить теорию

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

Оставайтесь последовательными. Начинайте учить Simple / Indefinite, постепенно систематизируйте выученное таблицами, зарисовывайте схемы. Конкретное время подходит определённым обстоятельствам, не спешите быстро перескакивать с темы на тему. Лучше качественно и подробно проработать и выучить одно время, а затем переходить к следующему.

Simple
(Indefinite)
Continuous
(Progressive)
Perfect Perfect Continuous
Present Я работаю. Я сейчас работаю. Уже поработал. Я работаю три часа.
Past Вчера, я работал. Вчера, в семь часов, я работал. Вчера, к семи, я уже поработал. Когда ты позвонил, я уже работал.
Future Завтра я буду работать. Завтра в семь утра, я буду работать. Завтра к семи, я уже поработаю. Завтра, в девять, я уже буду работать в течение часа.
Читайте также:  Английский Для Экономистов: Лексика, Фразы И Полезные Ресурсы - Учим английский вместе

Зачем учить теорию

Только маленькие дети способны интуитивно запоминать и использовать конструкцию времен. Но даже носителям языка иногда трудно грамматически обосновать свою речь. В случае с английскими временами не подойдет исключительно практический подход без теоретической базы. Так появляются распространенные ошибки использования времён.

| 5 простых способов быстро заговорить на английском

Практические навыки

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

Не всё в языке объясняется правилами. Как и слова-исключения русского языка, грамматические нюансы английского придется просто запомнить. Кроме запоминания, пробуйте и другие способы.

Например, переводите текст с русского на английский и подробно разбирайте, какое здесь должно быть время. Пробуйте рассказать про одно и то же событие, используя разное время. Буквально добавляйте нюансы события, чтобы изменить и время.

Так вы сможете прочувствовать тонкость употребления времени.

Упражнение не назовёшь полезным, если не вникать в суть. Настоящая работа – обдумывание предложений из фильмов, анализ печатных текстов, перевод и обогащение лексики.

Ежедневно ищите возможность немного поупражняться. Носителям языка очевидно, какое слово использовать. При этом методы изучения русского и английского языков абсолютно разные. Выучив правило английской грамматики, отработайте до автоматизма его на практике. Чередование теории с практикой – самый эффективный способ изучения языка.

Как выучить формы

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

Simple (Indefinite). Тема беседы – обычное поведение, предпочтения. Предметом разговора станет интересная семейная традиция, какая-то привычка.

Действие происходит во времени, без указаний характера, продолжительности, завершённости или предшествования моменту. Это неопределённые времена.

К ним относятся The Present Indefinite Tense, Past Indefinite, Future Indefinite и Future Indefinite-in-the-Past.

Continuous (Progressive). Расскажите, что вы делаете сейчас. Постоянно проговаривайте действие, происходящее в момент речи. В прошедшем событие длилось когда-то, в будущем – произойдёт в конкретном промежутке. Это длительные времена: Present Continuous, Past Continuous, Future Continuous, Future Continuous-in-the-Past.

Perfect. Скажите, какой процесс сегодня закончили. Похвастайтесь достижениями. Говорите, словно готовитесь к собеседованию. Выразите результат действия, связанного с грядущими событиями. Совершенные времена: Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect, Future Perfect-in-the-Past.

Perfect Continuous. Разыграйте интервью. Старайтесь отвечать на разные вопросы. Поведайте о происшествии, начавшемся до разговора и продолжается сейчас. Perfect Continuous – синоним развития. Перфектно-длительные времена – Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous.

| Погружение, регулярность и другие секреты изучения языка

Общение с носителями

Достаточно Выучить Всего Пять Времен Английского - Учим английский вместе

В процессе разговоров на разные темы навыки использования времён станут улучшаться. Употребляя определённую форму, вы сразу можете спросить, правильно ли говорите.

Начав общение на родном языке, останетесь не поняты. Желание внятно донести мысль, как правило, становится огромным стимулом для прогресса. Мгновенно говорящий анализирует уровень знаний, сильные и слабые места. Коммуникация с представителем другой культуры не бывает скучной. Вырабатывается правильное произношение и постепенно пропадает акцент.

До начала беседы с носителем, теоретическая основа должна быть сформирована. Если ваши знания будут накапливаться вразнобой (например, сначала словарный запас, потом построение предложений), уровень знаний останется средним. Поэтому занимайтесь на курсах или по какой-то программе. Вам нужна система. Не забывайте про письменную английскую речь и речевые обороты.

Выйдите из зоны комфорта

Доказано, что спокойное состояние расслабляет и затрудняет запоминание темы. Поэтому ничего не бойтесь и выходите из зоны комфорта – делайте то, что сложно. Например, составьте презентацию на английском, проведите переговоры на английском.

Стресс активирует накопленные знания, поможет сосредоточиться и надолго запомнить нужную грамматическую конструкцию. Говорите с разными социальными группами, людьми из разных регионов. Общению на чужом наречии мешает неуверенность – преодолейте страхи.

| Главные заблуждения про грамматику английского

Изображения: Pixabay

Времена в английском языке. Как их быстро выучить?

Изучающие английский язык часто сталкиваются с одной трудной проблемой: времена глагола. В грамматике английского языка в обоих залогах (действительном и страдательном) выделяют 26 видовременных форм глагола. Многим людям без долгой практики их даже запомнить трудно, не то, что грамотно использовать. Как решить эту проблему и навсегда запомнить все времена английского языка?

Есть довольно простой и оригинальный способ. С его помощью автор статьи справился с английскими временами всего за неделю в свои студенческие годы.

В итоге перевод большинства текстов на английском языке перестал быть проблемой. Конечно же, кроме времен есть и другие трудности.

Но, понимая, как переводятся глаголы и их формы, справиться с переводом даже сложных текстов станет  гораздо проще.

Английские времена. Как их выучить?

Просто разберитесь в таблице ниже и постепенно выучите ее наизусть. Это потребует от силы несколько дней. Кстати, такой таблицы автор не встречал ни в одной книге (на момент ее создания в 1997 году).

Автором статьи была составлена эта специальная таблица английских времён с примерами, в которой были отражены абсолютно все их виды. Важно, что данная таблица именно с примерами, благодаря чему видно, как и что именно меняется. На составление таблицы, когда автор был совсем начинающим, ушло довольно много времени.

Нужно было проработать несколько грамматических справочников и убедиться, что все примеры с английскими временами корректны. Зато теперь достаточно лишь запомнить название времени и всего один-два примера с его применением. Когда все это уляжется в голове, Вы автоматически будете видеть все эти времена в текстах.

Интересно, какие вообще времена есть в английском языке? И какие есть формы глаголов? И как они связаны между собой? Если разобраться в этих вопросах, многое станет проще. И освоение таблицы займет гораздо меньше времени.

Виды времен в английском

Существует четыре основные группы времен:

  • неопределённые (Indefinite)
  • длительные (Continuous)
  • совершенные (Perfect)
  • перфектно-длительные (Perfect-Continuous).

Обязательно почитайте об особенностях каждой из этих групп в учебнике. Это облегчит понимание и выбор правильного времени под конкретную ситуацию.

В каждой из этих групп есть четыре времени:

  • настоящее (Present)
  • прошедшее (Past)
  • будущее (Future)
  • будущее в прошедшем (Future-in-the-past).

Кроме этого, в английском языке можно выделить пять форм глагола.

Формы английских глаголов

  • инфинитив (неопределённая форма, та, что приводится в словарях)
  • глагол в третьем лице и единственном числе (всегда имеет окончание -s или -es)
  • простое прошедшее время (правильные глаголы имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)
  • причастие прошедшего времени (правильные глаголы опять же имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо тоже смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)
  • причастие настоящего времени (всегда имеет окончание -ing).

Поначалу всё это кажется довольно сложным. И читатель наверняка решит, что с этим трудно справиться. Но не будем спешить! Просто дочитайте до конца.

В русском языке мы обычно говорим: я иду, он идёт, мы идём, ты идёшь, вы идёте, они идут, оно идёт. Это целых семь форм глагола «идти» в настоящем времени. А есть ещё и будущее и прошедшее.

И у каждого свои окончания и приставки. В английском же мало окончаний. Это компенсируется наличием сложных и разнообразных предлогов и большим количеством временных форм глагола.

Вот почему английские времена глагола так многочисленны!

Таблица времён английского языка с примерами

Чтобы таблица не была громоздкой, здесь приняты условные обозначения:

  • V – инфинитив.
  • V-es – глагол в третьем лице, единственном числе, настоящем времени.
  • V-ed — простое прошедшее время. Это глагол с окончанием  –ed или – d. Для неправильных глаголов это вторая колонка таблицы неправильных глаголов.
  • V3 – причастие прошедшего времени. Для правильных глаголов характерно окончание –ed или –d. Для неправильных глаголов это третья колонка таблицы неправильных глаголов.
  • V-ing – причастие настоящего времени.

Для иллюстрации перевода каждой формы глагола даётся пример фразы — предложение на английском с этой формой и его перевод. Подчёркнута в предложениях  форма глагола и её перевод. Там, где это требуется, даются комментарии.

Обратите внимание, что форм английского глагола в страдательном залоге (Passive) на шесть меньше, чем в действительном (Active).

Active (действительный залог) Passive (страдательный залог)
Indefinite (неопределённые времена)
Present (настоящее время)
V, V-es
I write letters every day.
Я пишу письма каждый день.
to be V3
The letter is written.
Это письмо пишут.
Past (прошедшее время)
V-ed
I wrote a letter yesterday.
Вчера я написал письмо.
was, were V3
The letter was written yesterday.
Это письмо было написано вчера.
Future (будущее время)
will V
I will write a letter tomorrow.
Я напишу письмо завтра.
will be V3
The letter will be written tomorrow.
Это письмо будет написано завтра.
Future-in-the-past (будущее в прошедшем)
would, should V
I said that I should write a letter to him.
Я сказал, что я напишу ему письмо.
would, should be V3
He said that the letter would be written tomorrow.
Он сказал, что письмо будет написано завтра.
Continuous (длительные времена)
Present
to be V-ing
I am writing a letter (at the present moment).
Я пишу письмо (в настоящий момент).
to be being V3
The letter is being written.
Это письмо пишут (в данный момент).
Past
was, were V-ing
I was writing a letter at five o’clock.
Я писал письмо в пять часов.
was, were being V3
The letter was being written at five o’clock.
Это письмо писали в пять часов.
Future
will be V-ing
I will be writing a letter at five o’clock.
Я буду писать письмо в пять часов.
——-
Future-in-the-past
would, should be V-ing
I said that I should be writing a letter at five o’clock.
Я сказал, что я буду писать письмо в пять часов.
——-
Perfect (совершенные времена)
Present
have, has V3
I have written the letter.
Я уже написал письмо (к настоящему моменту).
have, has been V3
The letter has been written.
Это письмо уже написано (к настоящему моменту).
Past
had V3
I had written the letter by five o’clock.
Я уже написал письмо к пяти часам.
had been V3
The letter had been written by five o’clock.
К пяти часам письмо уже написали.
Future
will have V3
I will have written the letter by five o’clock.
Я уже напишу письмо к пяти часам.
will have been V3
The letter will have been written by five o’clock.
К пяти часам письмо уже  будет написано.
Future-in-the-past
would, should have V3
I said that I should have written the letter by five o’clock.
Я сказал, что уже напишу письмо к пяти часам.
would, should have been V3
He said that the letter would have been written by five o’clock.
Он сказал, что к пяти часам письмо уже напишут.
Perfect-Continuous (перфектно-длительные времена)
Present
have been V-ing
I have been writing the letter for an hour.
Я пишу письмо уже час.
——-
Past
had been V-ing
I had been writing the letter for an hour when he came.
Я писал письмо уже час, когда он пришёл.
——-
Future
will have been V-ing
I will have been writing the letter for an hour when he comes.
Я буду писать письмо уже час, когда он придёт.
——-
Future-in-the-past
would, should have been V-ing
I said that I should have been writing the letter for an hour when he came.
Я сказал, что я буду писать это письмо уже час, когда он придёт.
——-
Читайте также:  Как охарактеризовать человека на английском? - учим английский сами

Как пользоваться этой таблицей времён в английском?

Таблицу времен английского распечатайте и носите с собой. Но ещё лучше таблицу переписать от руки и дополнить собственными примерами. Так она лучше запомнится. При каждом удобном случае просто просматривайте её. Старайтесь в тонкостях уловить, чем различаются переводы разных временных форм.

Ещё лучше, если Вы постараетесь составить свои собственные предложения с другими глаголами для каждого из времён. Не менее 5-10 предложений. Это не всегда простая, но очень полезная работа. Времена в английском требуют не только памяти, но и отработки, тренировки на разных словах. Это очень полезно!

Примерно через неделю Вы поймёте, что выучили таблицу английских времён наизусть. Проверьте это, восстановив её по памяти на бумаге.

Теперь Вам намного проще будет переводить с английского, так как Вы станете сразу замечать в текстах эти формы и они не будут приводить Вас в замешательство.

Все остальные слова можно посмотреть и в словарях, а знание временных форм позволит связать эти слова без потери смысла и идеи автора.

Всё! Вас можно поздравить с освоением крупной части английской грамматики!!! Теперь Вас не напугать временами в английском языке!

Как изучал иностранные языки полиглот Генрих Шлиман
Самые популярные английские слова для начинающих
Как учить английский. Оптимальная система освоения английского языка.

Система преподавания времен английского глагола в средней общеобразовательной школе

Несколько лет назад, закладывая в умы первокурсников грамматику английского языка в педагогическом университете, я четко следовала веками отработанной методике преподавания времен – каждое время разбиралось в отдельности – фундаментально, с массой лингвистических терминов, с последующим анализом и синтезом.

Разобрав “по косточкам” одно время, мы переходили к другому, сравнивали их, делали массу упражнений, проводили устные тренинги, писали тесты и конечно, много переводили с русского на английский. Мне казалось, что после такого “мозгового штурма” вопросов по временам оставаться не должно.

Но… однажды, пройдя полный курс времен английского глагола, написав довольно неплохо контрольную работу, на очередном занятии я услышала вопрос: “Ирина Владимировна, а что же все-таки это за время – Present Perfect?” Мне стоило больших трудов не потерять самообладание – и это я слышу после целого года занятий?!!! Ну, тогда, мы еще раз, “фундаментально, научно”, со всеми подобающими терминами разобрали эту тему. Придя домой, я долго думала – ну почему так? Почему студенты не ЧУВСТВУЮТ времена? Они понимают, как они образуются, могут назвать все правила употребления, назвать основные признаки, даже написать курсовую!!! по этой теме, но ощущения, что “все ясно” – нет. Я еще потом долго “нащупывала” разные способы преподавания времен в своем вузе, но результат оставался прежним. Времена знали, но не чувствовали.

Как ни странно, помощь пришла в школе. Ученики, это не студенты. Это понятно всем. Начиная учить английский язык в 5 классе, к концу года ребята должны усвоить два времени, а в 6 уже пять. С тремя временами все понятно – настоящее, прошедшее и будущее.

И тут вдруг какие-то странные “настоящее продолженное”, “настоящее простое”. И вот тогда, пытаясь аккуратно, не запугивая, подвести детей к этому времени, я очень четко вложила в их головы мысль – времен в английском языке ровно столько же, сколько и в русском – ТРИ.

Но есть оттенки времени, как в красках. Вот, существуют в природе цвета – красный, желтый, синий, но есть еще и оттенки – оранжевый, розовый и так далее. Как раз в этот момент, мне на глаза попалась статья шведского полиглота Эрика В.

Гуннемарка, которая подтверждает мои мысли:

“Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют «времена» английского глагола.

Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен – три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать.

Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря.

Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может”.

Итак, от теории перейдем к “технике, тренировке обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора”. Далее я буду опираться на стандартную государственную программу изучения английского языка в средней школе с 5 по 11 класс. (См. Приложение 1, таблицу № 1)

Усвоение времен я разбиваю на три основных этапа (постоянно напоминая учащимся, о том, что времен три!):

1 ЭТАП. 5-й класс: изучение двух времен: Pr. Simple & Pr. Continuous.

Перед тем, как знакомить учащихся с понятием времени, я говорю, что самая главная часть речи в английском предложении – это глагол и для того, что бы изменить время, достаточно поменять форму глагола.

Я постоянно подчеркиваю, что времен всего три, но что бы наша речь была интереснее, красивее, понятнее мы “подкрашиваем” наши глаголы нужным оттенком.

Для этого перед глазами учащихся появляется схема – алгоритм. (см. Приложение 2, таблицу № 2). Следуя стрелкам, строим правильное предложение.

Позднее, учащиеся уже не нуждаются в опорной схеме, у многих детей хорошо развита зрительная память, и стоит им только задать вопрос “В какой части схемы мы находимся – в левой или правой?” как правильное решение не заставит себя долго ждать.

Здесь следует уточнить, что, конечно же, мы разбираем и записываем в тетрадь образование каждого времени в отдельности, изучаем правила орфографии при добавлении окончаний, но практическое освоение времен происходит только вместе, в постоянном сравнении, на конкретных примерах и упражнениях.

Таким образом, я даю детям понять, что мы начали изучать настоящее время и познакомились с двумя из его оттенков, один из которых придает нашему действию оттенок длительности, а другой – оттенок постоянства, регулярности.

Читайте также:  Как Правильно Выбрать Материал Для Аудирования На Английском - Учим английский вместе

2 ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени: Past Simple, Future Simple & Present Perfect. Это очень важный этап в изучении времен. Здесь закладываются основы понимания всех основных аспектов временных форм – Simple, Continuous & Perfect.

От того, насколько хорошо учащиеся прочувствуют эти самые аспекты, зависит дальнейшее успешное освоение всех остальных времен. И снова появляется таблица (см. Приложение 3, таблицу № 3). Здесь учащиеся видят уже знакомые им два времени и три новых.

Я не зря поставила сначала все настоящие времена, затем прошедшее и, наконец, будущее. Снова говорю ребятам о том, что времен – три. Все остальное – оттенки. Мы уже знаем два оттенка настоящего времени (действие может быть простое, а может быть продолженное), начинаем изучать новый оттенок настоящего времени – совершенный.

Записываем в тетрадь образование, слова указатели и переходим к упражнениям сразу на три времени.

Далее появляется Past Simple. Ввожу понятие правильного и неправильного глагола, рассматриваем таблицу неправильных глаголов. Делаем несколько упражнений на трансформацию предложений из простого настоящего в простое прошедшее. Затем привожу учащимся два примера по-русски:

– Пушкин написал много книг.

– Джоан Ролинг написала много книг. (Ну, наверное, сейчас нет ни одного ребенка, который бы не знал знаменитого автора “Гарри Поттера”, но на всякий случай напоминаю им кто это.

) Обращаю внимание ребят на то, что в русском языке эти предложения с точки зрения времени выглядят одинаково. Глаголы стоят оба в прошедшем времени.

А теперь показываю им, как эти предложения переводятся на английский язык:

– Pushkin wrote many books.

– Joanne Rowling has written many books.

Почему в первом случае мы использовали простое прошедшее время, а во втором – настоящее совершенное? Как правило, в классе всегда находится ученик, который делает правильный вывод: Пушкин уже умер, он больше ничего не напишет, поэтому он “в прошлом”, а Дж.

Ролинг живет сейчас и напишет еще много историй о Гарри Потере, поэтому о действии “писать” нельзя сказать в прошедшем времени. И здесь нам на помощь приходит настоящее время, но уже совершенное.

Таким образом, учащиеся хорошо понимают, что такое “законченный и не законченный период времени”.

  • После того, как учащиеся знакомы с образованием и функциями всех пяти времен, я использую для начального тренинга следующее упражнение: пишу на доске набор слов: подлежащее и сказуемое в начальной форме и прошу учащихся составить пять предложений в разных временах, добавив к ним соответствующие обстоятельства времени. Например:
  • – she cook dinner
  • На начальном этапе это упражнение делаем все вместе, один ученик у доски, остальные работают в тетрадях. Вот, что у нас должно получиться:
  1. She cooks dinner every day. (Pr. Simple)
  2. She is cooking dinner now. (Pr. Cont.)
  3. She has already cooked dinner. (Pr. Perf.)
  4. She cooked dinner ten minutes ago. (Past Simle)
  5. She will cook dinner tomorrow. (Future Simple)

Обязательно подчеркиваем форму глагола, а в скобках указываем время. Устно проговариваем перевод. Затем усложняю задачу: прошу сделать отрицательные и вопросительные предложения.

Отработав на таком упражнении пять времен, переходим к упражнениям на раскрытие скобок. Перед глазами таблица № 3. Действуем по следующему алгоритму, который записываем под диктовку в тетрадь:

  • Прочитай задание (именно здание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений.) до конца.
  • Переведи его на русский язык.
  • В каком времени наша ситуация – в настоящем, прошедшем или будущем?
  • Придай каждому действию (глагол в скобке) нужный оттенок: простой, продолженный или совершенный.
  • Запиши полученные предложения.

Четко следуя данному плану, на начальном этапе под контролем учителя, учащиеся учатся строить предложения в нужном времени.

Далее, учащиеся уже самостоятельно могут пользоваться таблицей, а со временем и вовсе в ней не нуждаются. Ну, и конечно, весь год мы учим неправильные глаголы, разыгрываем различные речевые ситуации в диалогах и играх. В конце изучения пяти времен я провожу два важных мероприятия:

  • Зачет по пяти временам (зачетная работа приведена в приложении)
  • Урок КВН “Five Favourite Tenses” (класс делится на две команды и выполняет различные задания в игровой форме)

Я специально очень подробно остановилась на втором этапе изучения времен, т.к. повторюсь, он, на мой взгляд, самый важный. За этот год (и весь следующий, т.к.

в 7 классе не добавляются новые времена) учащиеся должны прочувствовать эти пять времен на подсознательном уровне, как на своем родном языке.

Далее, в старших классах на эту базу очень легко и органично накладываются остальные времена.

3 ЭТАП. 8-й класс. Семь времен: К изученным пяти добавляются Past Continuous & Past Perfect.

Два этих времени добавляются в новую таблицу (см. Приложение 4, таблица № 4) и мы действуем по старой, отлаженной схеме:

  • Разбор образования времен
  • Упражнения на трансформацию предложений в семи разных временах
  • Упражнения на раскрытие скобок
  • Отработка семи времен в речевых ситуациях
  • Итоговый зачет

Еще раз подчеркну два очень важных нюанса.

  1. На каждом этапе мы говорим о том, что основных времен в английском языке – три.
  2. Нужно как можно быстрее начать работать со всеми временами в комплексе, не зацыкливаться на каком-то одном.

4 ЭТАП. 9 класс. Все 12 времен.

Этот этап заключительный и подводит учащихся к новой, сложной теме “Согласование времен”.

Я опять использую таблицу (см. Приложение 5, таблица № 5), но на этот раз, учащиеся не видят перед собой готовую схему.

Мы тратим целый урок (а иногда и два) на то, чтобы составить ее вместе.

Это очень важный психологический момент – делая таблицу своими руками, учащиеся еще раз убеждаются в том, что ничего страшного “в этих временах” нет – их всего три, плюс четыре оттенка!

План построения таблицы следующий.

  1. В верхней, горизонтальной “шапке” таблице обозначаем три основных времени: Present, Past & Future.
  2. В левой вертикальной части – четыре оттенка: Simple, Continuous, Perfect & Perfect Continuous.
  3. Берем, как в самом начале, набор слов, состоящий из подлежащего и сказуемого в начальной форме (например: Tom write a poem) и начинаем заполнять таблицу полученными примерами по горизонтали, т.е. прописываем все варианты простого времени, затем продолженного, совершенного и совершенного-продолженного.

Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется окончание  -ing, и только глагол to be меняется в зависимости от основного времени.)

Далее, совместно созданная таблица еще долго используется по заученному плану второго этапа и отрабатывается на упражнениях, описанных выше. Я уже предвижу вопрос: “А как же появляются в таблице такие времена как Future Perfect Continuous или Past Perfect Continuous?” Да, я не объясняю эти времена отдельно.

Я просто показываю, что есть еще четвертый оттенок – длительно-совершенный. На примерах (сначала по-русски) показываю, как такие оттенки работают в речи.

Затем, показав, как образуется Present Perfect Continuous, учащиеся уже сами понимают, какие элементы нужны для образования остальных длительно-продолженных времен.

Таким образом, все 12 времен (ой! простите, всего три с их оттенками!) четко выстраиваются не только в данной таблице, но и в головах наших любимых учеников.

В заключение хочу сказать, что данная система изучения времен английского глагола апробируется мною в течение нескольких лет и разумеется, она не совершенна и постоянно дорабатывается мною новыми идеями.

Особенно актуальна эта система в нашей школе – ежегодно, по конкурсу к нам приходят новые ученики из разных школ, с разным уровнем знания английского языка.

Мы не тестируем уровень языка при поступлении в школу, поэтому часто к нам попадают дети блестяще владеющие русским и математикой, но по каким-то, не зависящим от них причинам, с огромными пробелами в языке.

Иногда у меня просто нет времени на то, чтобы постепенно, шаг за шагом объяснять новичку-девятикласснику все двенадцать времен. И тогда мы садимся и вместе рисуем таблицу…

Конечно, не все так просто. Учащиеся путаются, делают ошибки. Но я добилась самого главного – у ребят нет того психологического барьера страха пред изучением двенадцати времен, который мешает им почувствовать время и, следовательно, само понимание категории “время” приходит естественно и безболезненно.

Ну, а как же иначе, ведь времен всего три, как и в нашем родном языке!

14.02.2006

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector