Урок 93: сложноподчиненные предложения с «ли» — учим английский сами

Простые и сложные предложения, придаточные предложения в английском языке

Урок 93: Сложноподчиненные предложения с «ли» - учим английский сами

Английские предложения можно классифицировать не только по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, восклицательные), но и по способу образования.

Классификация предложений по структуре (Structural classification of sentences in English) предусматривает деление английских предложений на две большие группы – простые и сложные предложения, т. е. по аналогии с русским языком.

Но здесь есть свои особенности и специфические моменты, поэтому подобную классификацию следует рассмотреть более подробно.

Простые предложения

У простых предложений на английском языке довольно простая схема образования. Называются они так потому, что структура этой конструкции подразумевает наличие только одной грамматической основы с главными членами предложения: подлежащим (subject) и сказуемым (predicate).

Те предложения, в которых есть второстепенные члены, называются распространёнными (extended sentence). Второстепенные члены – это дополнение (object), определение (attribute) и обстоятельство (adverbial modifier).

А структуры, где основу предложения составляют только главные члены предложения, получили название нераспространенных (unextended sentence).

Вот примеры с переводом того, как выглядят простые распространенные и нераспространенные предложения:

·      The tree is high – Дерево высокое (unextended sentence)
·      An old tree near our house is high – Старое дерево возле нашего дома старое (extended sentence)

Кроме того, простые предложения могут включать в себя только один член предложения. Такая конструкция называется one member sentence, она тоже может быть распространенной или нераспространенной и выглядит следующим образом:

·      Midnight. Silence. Sadness – Полночь. Тишина. Грусть (unextended)
·      The sun, this lovely sun! – Солнце, это прекрасное солнце! (extended)

Особенности и классификация сложных предложений

Сложные предложения в английском языке, безусловно, называются таковыми неспроста. Основное отличие этих структур в том, что здесь встречается не одна, а две или больше грамматических основ.

При этом грамматика предусматривает деление сложных конструкций на два больших типа: это могут быть сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, и обе разновидности имеют свои специфические особенности.

Сложносочиненные предложения

У сложносочиненного предложения в английском языке две или более частей равноценны, т. е. одна часть не зависит от другой и может использоваться отдельно, неся отдельную мысль. Называется такой тип Compound sentence, а тип связи внутри подобной фразы называется сочинительной.

Обычно части сложносочиненного предложения связывают союзы (чаще всего это and, or и but):

·      He greeted me and we went home together – Он поприветствовал меня и мы вместе пошли домой
·      I’ll try to help you but I’ll need your help – Я постараюсь помочь тебя, но мне потребуется твоя помощь

Особенности сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненные предложения в английском языке отличаются от сложносочиненных тем, что две или более частей, входящих в их конструкцию, не являются равноправными, пусть в каждой из них и есть своя грамматическая основа, и та часть, которая зависит от главной, называется придаточной.

Сomplex sentences, как называются сложноподчиненные предложения, выглядят так:

·      He told his mother that he had already visited grandparents – Он сказал маме, что уже навестил бабушку с дедушкой
·      She didn’t know what was John had seen during his journey – Она не знала, что видел Джон за время своего путешествия

Как видно из примеров, здесь также есть союзы, и часто это that, what, before, etc. Принцип пунктуации у сложноподчиненных предложений в английском языке такой же, как и сложносочиненных, т. е. аналогий с русским языком здесь проводить не стоит.

Придаточные предложения в Complex sentences

Придаточные предложения в английском языке входят в структуру сложноподчиненных и выполняют функции разных членов предложения, причем классификация здесь довольно объемная. Далее будет описаны виды придаточных предложений.

Придаточные подлежащие

Такие части в предложениях играют роль подлежащего, что можно определить, поставив вопрос кто? или что?:

·      It is great that Fred is going to come – Здорово, что Фред собирается приехать
·      It is still unknown who will be our new teacher – Все еще неизвестно, кто будет нашим новым учителем

Придаточные сказуемые

Придаточное предложение, выполняющее функцию сказуемого, обычно описывает свойство подлежащего и заменяет само сказуемое:

·      He is not who he was last time – Он не такой, как в прошлый раз
·      The problem is whether he would to join us – Проблема в том, захочет ли он присоединиться к нам

Придаточные определения

Определительные придаточные предложения так же, как и определение в качестве члена предложения, отвечают на вопросы какой? какая? какие?:

·      I saw the book which I had bought a few years before – Я видел книгу, которую купил за несколько лет до этого
·      He is the man whom I trust all my secrets – Он человек, которому я доверяю все свои секреты

Придаточные дополнения

Complex sentences могут включать придаточные дополнения, которые отвечают на типичные вопросы о чем? что? Популярный союз здесь – that, который в разговорном английском часто пропадает, но в переводе по-прежнему остается:

·      He will tell you what you want to know – Он расскажет тебе то, что ты хочешь знать
·      I have just found out (that) he was a politician – Я только что узнал, что он был политиком

Придаточные обстоятельства

Сложноподчиненное предложение с придаточными частями обстоятельства отличается тем, что здесь есть несколько разновидностей, отличающихся по смыслу так же, как и сами обстоятельства и стоящие с теми же вопросами, которые употребляются с теми или иными обстоятельствами. Это:

1.    Придаточные места

Вопросы здесь – где? куда?:

This is the house where I would to live for all my life – Это дом, где я бы хотел жить всю свою жизнь

2.    Придаточные времени

Соединяются с главной частью через вопросы когда? сак долго? с каких пор?:

You should always check your timetable before you go home – Тебе следует всегда проверять свое расписание перед тем, как ты уходишь домой

3.    Придаточные образа действия

Характерные вопросы здесь – каким образом? как?:

You should try to do this task as if you were a professional – Тебе стоит попробовать делать это задание так, как будто ты профессионал

4.    Придаточные следствия

Суть связи с главной частью заключается в следствии, которое вытекает из основной мысли главной части:

There weather was so great that we couldn’t stay at home – Погода была такой замечательной, что мы не могли оставаться дома

5.    Придаточные причины

Основной вопрос, актуальный здесь – почему?:

She is a perfect cook because her mother used to teach her – Она прекрасный повар, потому что ее мама раньше учила ее

6.    Придаточные цели

Эти части выражают цель того действия, которое было представлено в главной части и отвечают на вопросы с какой целью? зачем?:

He came to me in order to congratulate me – Он пришел ко мне, чтобы меня поздравить

7.    Придаточные уступки

Эти части Complex sentences указывают на факт, вне зависимости и вопреки которому действие все же совершается:

She invited me to dinner though she was too tired to cook anything – Она пригласила меня на ужин, хотя и была слишком уставшей, чтобы что-то готовить

8.    Придаточное условия

Конструкции с такими частями еще называют условными предложениями, которые часто используются с if, союзом, вводящим условие. Придаточные предложения времени и условия часто рассматривают вместе, так как здесь действуют схожие грамматические нормы употребления времен. Выглядят они так:

·      They will complete the task if you explain everything one more time – Они закончат задание, если вы еще раз все объясните
·      When father comes, we will go the Zoo altogether – Когда папа придет, мы все вместе пойдем в зоопарк

Таким образом, несмотря на то, что типы придаточных предложений в английском языке довольно разнообразны, они не несут большой сложности и употребляются без каких-либо специфических правил (исключение, пожалуй, составляют лишь условные предложения). Поэтому зная, как формируются простые и сложные предложения, а также ориентируясь в подобной классификации, работать с ними будет гораздо легче.

Источник: https://mcenglish.ru/grammar/prostye-i-slozhnye-predlozheniya-v-anglijskom-pridatochnye-predlozheniya-v-anglijskom-yazyke

Открытый урок по русскому языку «Сложноподчинённые предложения»

Тема: Сложноподчиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий, развивать творческие способности, воспитывать положительное отношение к знаниям; содействовать формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,

раздаточный материал.

Ход урока

  1. Фонетическая разминка (элемент подготовки к ЕГЭ)

На столах лежат листы с заданиями. (Слайд 1)

Задание. На листах и на экране записаны слова.Расставьте в них ударение.

7) сливовый
8) трубопровод
3) вручит 9) хаос
4) баловать 10) ходатайствовать
5) звонит 11) эксперт
6) украинский 12) средства

(Учащиеся выполняют задание на карточках)

Самопроверка

Прошу проверить правильность выполнения задания (на экране – правильно расставленные ударения в словах) (Слайд 2)

7) сли́вовый
8) трубопрово́д
9) ха́ос
10) хода́тайствовать
11) экспе́рт
12) сре́дства
  1. Проверка домашнего задания

Читайте также:  Как и для чего служит настоящее время? - учим английский сами

На прошлом уроке мы систематизировали знания по теме «Сложное предложение и его виды». Дома вы выполнили упр. 113, в котором необходимо было с помощью нужной интонации выразить чувства автора, Николая Рериха, к России. Давайте прочитаем отрывок из текста (ученик читает).

  • Каково отношение автора к России? (Н. Рерих передал восхищение красотой русской природы, её богатыми природными ископаемыми, проявил интерес к русской культуре. Эти запоминающиеся картины он сумел ярко передать, используя средства художественной выразительности: эпитеты «серебряные метели», «нежные вёсны»)
  1. Актуализация опорных знаний

Вопросы учащимся:

  • Какие предложения называются сложными?
  • На какие группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные)
  • Какие союзные предложения вы знаете? (с сочинительными союзами – сложносочиненные и с подчинительными союзами – сложноподчиненные)

Сегодня на уроке мы и поговорим о сложноподчинённых предложениях. (Слайд 3) Запишите тему урока: «Сложноподчинённые предложения. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

  1. Систематизация и обобщение ранее изученного материала

  • Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? (определительные, изъяснительные, обстоятельственные) (Слайд 4)

Задание. На экране изображена схема, на которой указаны виды СПП. Давайте обратимся к этой схеме и вспомним особенности каждого из этих видов.

Сложноподчинённые предложения

определительные изъяснительные обстоятельственные
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели.[сущ.], (с.с. которыми…) Скоро я понял, что заблудился.[гл.], (с. что…) Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.(с. чтобы…), [ ]
  • Где может стоять придаточное в сложноподчиненном предложении? (в начале предложения, в середине или в конце)

Разбор предложений у доски

  1. Россия – страна богатейших сокровищ, которые таятся в ее недрах.

[сущ.], (с.с. которые…)

  1. Человек перестает мыслить, когда перестает читать.

[ ], (с. когда…)

  1. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто любит и знает свой народ.

[… гл. + ук. сл. тому), [с.с. кто…)

(Слайд 5)

Указательное слово является членом предложения.

Придаточное изъяснительное служит для передачи косвенной речи.

Задание. Записать цитаты как части СПП.

  1. «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький) (…, писал о том, что …)

  1. «Наш язык — наш свет, наша любовь, наша гордость» (К. Паустовский) (…, уверял (убеждал) всех в том, что …)

(Слайд 6)Цифровой диктант

Учитель дает установку: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением на экране, то ставьте цифру «1» в тетради. Если нет – «0». Затем проверьте свои ответы по ключу, оцените работу».

На экране – утверждения:

  1. Союзы что, если, когда – подчинительные. (Да – 1)

  2. Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. (Да – 1)

  3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным. (Нет – 0)

  4. В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение. (Нет – 0)

  5. Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга. (Нет – 0)

  6. Союзы либо, тоже, однако – сочинительные. (Да – 1)

  7. Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения. (Да – 1)

  8. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. (Да – 1)

  9. [ ], (с.с. который…). – схема СПП. (Да – 1)

  10. Простые предложения в составе СПП равноправны между собой.(Нет – 0)

(Слайд 6 – а)– КЛЮЧ включается после написания диктанта

Ключ: 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0

Работа с текстом

(Слайд 7)Текст – на экране:

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

Вопросы и задания учащимся:

  • Определите тип речи (рассуждение)
  • Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)
  • Какие еще типы речи вам известны?
  • Определите стиль речи (публицистический)
  • Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)
  • Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)
  • Дайте название тексту.

Работа в парах

Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире. Моя будущая

профессия» (Слайд 8)

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Работа по таблице

Задание. Соотнесите схемы предложений с видом подчинения.

[ ], (с. если…сущ.), (с.с. которые…) Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов)
(с. когда …), [… гл.], (с.с. как…) Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры.
[… гл.], (с. что…), (с. что…) Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи.

(Слайд 9)

[ ], (с. если…сущ.), (с.с. которые…) последовательное подчинение

Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры.

[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение

Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов)

(придаточное изъяснительное)

(с. когда …), [… гл.], (с.с. как…) параллельное (неоднородное) подчинение

(первое придаточное – времени, второе придаточное – изъяснительное)

Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи.

(Слайд 10)

Работа в парах

Задание.Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить

правильность выполнения задания в парах.

  1. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.

[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение

придаточное изъяснительное

  1. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

(с. когда…), [ ], (с. как…)

1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное

параллельное

  1. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.

[ ], (с.с. как…), (с.с. которые…)

1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.

последовательное подчинение

(Слайд 11)

Вопрос учащимся:

  • Если рядом стоят два подчинительных союза – что когда, что если, что хотя, ставится ли запятая?

(Слайд 11-а) – щелчок после ответа на вопрос

Пример:

Он говорил, что, когда один предает всех, это дурно.

Он говорил, что когда один предает всех, то это дурно.

(Слайд 11-б) – щелчок после разбора примеров

Если рядом стоят два подчинительных союза — что когда, что если, что хотя, то запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так.

  • В каких стилях используются СПП с несколькими придаточными? (чаще всего в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях, т.е. в книжных)

Материал, который мы повторили, вам предстоит применить на практике.

Русский живописец Василий Тропинин говорил: «Лучший учитель – природа; нужно предаться ей всею душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище».

Придите в Третьяковскую галерею, где вас, конечно же, околдует Куинджи, и вы долго будете стоять у холстов этого чародея. Шишкин, Васнецов, Репин – все они изумительно хороши. И вот, наконец, полотна Левитана. (Слайд 12)

Картина «Над вечным покоем» была написана И. Левитаном в 1894 году. Автор считал, что это самое удачное его произведение. «В ней я весь – со всем моим содержанием», — писал Левитан Третьякову о картине. Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку Бетховена.

Эта картина – духовное завещание художника, его философское отношение к миру и людям, вершина диалога «с глазу на глаз» с русской природой.

Так как эта картина сложна для восприятия, я предлагаю вам опорные слова, которые помогут вам при её описании. Давайте попробуем описать эту картину, используя СПП. Опорные слова лежат перед вами.

Опорные слова: свинцовые облака, крутой берег, маленький утёс, забвение,

заброшенность, пустынный остров, философская глубина.

(Учащиеся работают над составлением предложений)

Образец (для учителя)

Свинцовые облака тяжело нависли над крутым берегом. На маленьком утесе церквушка. Хрупкая тропинка, которая ведет в церковь – символ забвения, заброшенности.

Мощно дышит окружающая стихия. Кажется, что еще одно мгновение – и исчезнет церквушка. Вдали виднелся пустынный остров, который стремительно «уплывает» от утеса.

Философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков.

  1. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия

Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами. (Слайд 13)

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.

Читайте также:  Так говорят «носители» - учим английский вместе
Виды деятельности Оценка
1. Знание теоретического материала
2. Умение конструировать СПП с несколькими придаточными
3. Умение находить СПП в тексте и определять их вид
4. Умение решать нестандартные лингвистические задачи
5. Умение работать над анализом текста
  1. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по картине

И. Левитана, используя СПП.

Примеры диалога

Диалог 1

— Андрей, как ты считаешь, обязательно ли в наше время получать высшее образование?

— Алена, я уверен, что без достойного образования в наше время нельзя добиться успеха, реализовать себя в жизни.

— Если не секрет, кем ты хочешь стать?

— Я мечтаю о том, чтобы поступить в медицинский университет и по окончанию стать врачом-стоматологом.

— В медицинском университете очень сложно учиться. Ты уже готовишься к поступлению?

— Подготовительные курсы, которые организованы при медицинском университете, помогают мне систематизировать знания и, я надеюсь, успешно сдам экзамены.

— Алена, а куда будешь поступать ты?

— Я отдаю предпочтение точным наукам, математике, физике, потому что очень хочу получить профессию экономиста.

— А как ты готовишься к экзамену?

— Я тоже, как и ты, посещаю подготовительные курсы при университете, которые помогут мне при поступлении.

— Успехов тебе!

— И тебе удачи!

Диалог 2

— Катя, в какой институт ты будешь поступать?

— Когда я училась в средних классах, мне очень нравился английский язык. Поэтому, я буду поступать в университет на факультет иностранных языков.

— А ты уверена в том, что у тебя все получится?

— Конечно, ведь знания, которые я получила в школе, помогут мне успешно сдать экзамены.

— А куда будешь поступать ты, Маша?

— Я думаю, что мои знания, которые я получила в математическом классе, помогут при поступлении на физико-математический факультет университета.

— Да, этот учебный год был для меня успешным, счастливым и радостным, потому что, я стала призером городской олимпиады по математике

(3 место) и заняла 2 место в городском турнире далеведов.

— Давай загадаем, чтобы в этом году исполнились наши мечты, и мы получили достойное образование.

— Давай!

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia.html

Как составить английское предложение

В английском языке, как и в русском, есть пять категорий предложений, правила построения которых нужно безошибочно знать, чтобы успешно общаться на языке.

  1. Простое предложение – сложное предложение
  2. Повествовательное предложение – вопросительное предложение – восклицательное предложение

Простое предложение на английском

Простыми предложениями называют те предложения, в которых только одно действующее лицо (подлежащее) и одно действие (сказуемое). С простыми предложенями не всё так просто. Нужно знать фиксированный порядок слов – к сожалению, в английском языке он строгий и отклоняться от него крайне нежелательно.

В отношении английского предложения действует основное правило, состоящее из двух пунктов:

1. На первом месте стоит подлежащее, на втором – сказуемое, а далее идет все остальное.

Схематически это можно изобразить так:

Таблица 1.

1 МЕСТО 2 МЕСТО 3 МЕСТО
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Daniel s apples.
She goes to work every day.
These flowers are so beautiful!
Cats don’t eat dogs.

К этой таблице следует сделать следующее замечание: ПЕРЕД подлежащим можно поставить определение. И второе: эта схема используется для утвердительных английских предложений, т.е. тех, в конце которых стоит точка.

2. В английском предложении ВСЕГДА есть сказуемое, т.е. глагол!

Даже если в русском переводе этого предложения вы этот глагол не слышите. Например: В лесу много волков. (здесь нет ни одного глагола, хотя можно переделать это предложение для удобного перевода: «В лесу есть много волков». В этом варианте уже имеется глагол — есть). – There are many wolves in the forest.

Сложное предложение

Сложным предложением мы называем предложение из нескольких простых предложений. Как правило, со сложными предложениями трудностей не возникает, если только это не сложноподчиненное предложение (то есть предложение с придаточным).

Если вы уже давно закончили школу, то термин «придаточные предложения» вам, скорее всего, ни о чем не скажет. Поэтому освежим память: есть простые предложения (в которых одно сказуемое/ глагол), а есть сложные предложения (они состоят из нескольких простых).

В свою очередь, сложные предложения делятся на сложносочиненные (в них между несколькими простыми предложениями можно поставить союз «и») и сложноподчиненные (в них от одного простого предложения к другому можно задать вопрос «какой? почему? где? когда? при каком условии? каким образом? и т.д.

») А придаточные предложения – это как раз и есть те простые, к которым мы даем вопрос. Их по-другому еще зависимыми называют. Схема сложноподчиненного предложения выглядит так:

Как видно из схемы, связкой между главным и зависимым предложением служат различные союзы: где, когда, который, чей, потому что, если и т.д.

Это все кажется таким далеким и непостижимым, но на самом деле мы пользуемся сложноподчиненными предложениями гораздо чаще, чем сами это замечаем. Так вот, в качестве союзов часто выступают вопросительные слова:

  • Who употребляется по отношению к лицам (=который):I’ll call George, who is good at computers.
  • Which относится к неодушевленным предметам, животным, а также к главному предложению в целом (=который):Don’t buy the lipstick which we saw yesterday.She has already finished the report which will allow her a pay rise.
  • That относится как к одушевленным, так и неодушевленным предметам (=который):The man that we met yesterday is my ex.The car that Tim bought used to be mine.

Таблица 2.

after – после того, как although — хотя as – 1. так как 2. в то время, как because – потому что before – до того, как even if – даже если even though – несмотря на то, что if — еслиin order that – для того, чтобы once – как только provided that – при условии, что rather than – скорее… чем since – так как so that – для того, чтобы than — чем that – что, который though — хотяunless – если не until – до того, как when — когда whenever – когда бы ни where — где whereas – поскольку wherever – где бы ни whether — ли while – 1. так как 2. в то время, какwhy — почему

Важно соблюдать правильную пунктуацию (знаки препинания) в сложных предложениях.

Структура сложных предложений, как правило, соответствует двум возможным схемам.

Alan couldn’t come to the meeting as he was ill.

Всё усложняется, если придаточное предложение начинается с союзов who, which или where. Иногда запятая нужна, иногда нет – это зависит от того, насколько ВАЖНО это придаточное для смысла, ставится ли на него ударение, акцент.

The driver didn’t remember the place where he had left the car.

Придаточное предложение ПОЯСНЯЕТ слово place. Без этого придаточного предложение потеряет смысл, поэтому оно является значимым. Это значит, что запятая перед ним не нужна – его нельзя никак отделять от главного предложения.

The driver didn’t remember the parking lot in his neighborhood, where only expensive cars are parked.

В главном предложении уже содержится конкретизация – in his neighborhood. Поэтому придаточное предложение является ОПИСАТЕЛЬНЫМ, оно не представляет важной информации. Это значит, что его можно отделить от главного предложения запятой.

Также придаточные предложения могут прерывать главное, «вклиниваться» в него. В этом случае выделяем или не выделяем запятыми с двух сторон.

The driver didn’t remember the place where he had left the car well.

The driver didn’t remember the parking lot in his neighborhood, where only expensive cars are parked, well.

Как составлять предложения на английском

Повествовательное предложение

Классификация на повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения делается из опоры на знаки препинания.

В конце повествовательных мы ставим точку, в конце вопросительных – вопросительный знак, в конце восклицательных – знак восклицательный. Тем не менее, отличаются они не только пунктуацией, но и порядком слов.

В повествовательных предложениях порядок слов прямой – мы о них поговорили выше.

Вопросительное предложение

Итак, существуют 2 базовых типа вопросов: общие и специальные. На первые мы отвечаем «да» или «нет», а на вторые отвечаем что-то определенное, специальное (в зависимости от того, что спрашивается в самом вопросе). Помните, что порядок слов в любом английском предложении ФИКСИРОВАННЫЙ, и это также касается вопросов.

0 место — ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

  • What – что? какой?
  • Who – кто?
  • Who(m) – кому? кем?
  • Where – где? куда?
  • When – когда?
  • Why – почему?
  • How – как?
  • How much (many) – сколько?
  • Which – который?
  • What – какой?
  • Whose – чей?

1 место — ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ

  • is / are / am
  • do/ does / did
  • will / would / shall
  • have / has
  • can / could
  • must
  • may / might
  • ought
  • need
  • should

2 место — ПОДЛЕЖАЩЕЕ

3 место — ОСНОВНОЙ (СМЫСЛОВОЙ) ГЛАГОЛ

4 место — ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА

К этой структуре также имеется несколько замечаний:

ЗАМЕЧАНИЕ 1. Как выбрать вспомогательный глагол? Очень просто: вспомогательный глагол тот, который первый присутствует в исходном предложении. Например:

  • Danny is a worker —> is
  • Anna will drive —> will
  • They have finished the report —> have
Читайте также:  Как правильно произносить английские звуки? - учим английский сами

Поэтому, чтобы задать вопрос, нужно просто переставить подлежащее и сказуемое местами.

Что делать, если вспомогательного глагола нет? Например: We visited the museum. Здесь у нас только основной глагол – visited. Поэтому, когда нет видимого вспомогательного глагола, то он – do/ does / did, в зависимости от времени. В нашем случае это did, так как глагол стоит в прошедшем времени.

ЗАМЕЧАНИЕ 2. Основной (смысловой) глагол, когда вы задаете вопрос, идет чистым, то есть без всяких окончаний, в начальной форме.

ЗАМЕЧАНИЕ 3. Как понять 0 место? Эта позиция в вопросе называется так, потому что вопросительные слова есть только в специальных вопросах, а в общих их нет. Именно по вопросительному слову вы и определяете, что ответить. Например:

Mother gave her son a tasty medicine yesterday because he was ill.

  • Who? – Mother
  • Whom? – son
  • Whose son? – her
  • What? – medicine
  • What medicine? – tasty
  • When? – yesterday
  • Why? – because he was ill

В общих вопросах (тех, на которые вы отвечаете «да» или «нет») вопросительного слова нет, то есть сразу идет вспомогательный глагол.

Восклицательное предложение

Как правило, восклицательные предложения начинаются с what (что за.., какой…) или how (как…). Здесь тоже нужно быть аккуратнее с порядком слов.

What..!

Таблица 3.

+ существиетльное + существительное + местоимение + глагол + «хвостик»
What a beautiful day! – Какой прекрасный день! What a beautiful day it is! — Какой прекрасный день! What a beautiful day it is, isn’t it! — Какой прекрасный день, не так ли?
What bad luck! – Как не повезло! What bad luck they had! – Как им не повезло! What bad luck they had, didn’t they! — Как им не повезло, не так ли?

How..!

В восклицаниях после how принято ставить или прилагательное, или наречие.

How sweet! – Как мило!

How lovely! – Как забавно!

Иногда можно встретить более развернутую конструкцию: How + прилагательное/ наречие + подложащее + сказуемое.

How interesting it was to hear her story!

How wonderful it is to see you!

Источник: https://www.learnathome.ru/grammar/english-sentences.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями места

Скачать файл

План проведения урока

по русскому языку в 9 «Ә» классе с казахским языком обучения

Учитель: Саденова Майра Габдуллиновна

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями места.

Цель урока: Повторить и углубить знания учащихся об CПП, акцентируя внимание на придаточных места и совершенствуя речевые и пунктуационные навыки; выработать навыки правильного выражения своих мыслей в устной и письменной форме; развивать чувства патриотизма, любви к Родине, положительные качества (честность, порядочность, стремление к знаниям).

Форма: интеллектуальная игра.

Тип: комбинированный.

ТСО: интерактивная доска, учебные и дидактические материалы.

Структура урока:

І Вступительное слово учителя.

II Приветствие участников (предварительно класс поделен на команды).

ІІI Знакомство с экспертами.

ІV Интеллектуальная игра:

1 тур. Разминка

2 тур. Кто быстрее?

3 тур. Полиглот

4 тур. Работа с текстом

5 тур. Поэтическая минута

6 тур. Допишите

7 тур. Экскурсия по родному городу

V Итоги урока

VI Домашнее задание

Ход урока:

І Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями; повторим виды придаточных, которые изучили на прошлых уроках. Мы научимся совершенствовать речевые и пунктуационные навыки нашей речи. На уроке вы постараетесь правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

— Сегодня мы будем работать в творческих командах по 7 человек в каждой. Все станут участниками интеллектуальной игры, включающей 7 туров:

1 тур. Разминка

2 тур. Кто быстрее?

3 тур. Полиглот

4 тур. Работа с текстом

5 тур. Поэтическая минута

6 тур. Допишите

7 тур. Загляните в учебник

8 тур. Экскурсия по родному городу

Всем желаю УДАЧИ в познании русского языка!

Итак, начинаем интеллектуальную игру с представления команд (домашняя заготовка): название и девиз.

— Приглашается первая «семерка».

— Приглашается вторая «семерка».

(Представление команд)

III Знакомство с экспертами:

— Вас оценивают эксперты. На основании экспертного листа подводятся итоги. Каждый тур оценивается в 5 баллов:

Карпбаева Г.А.,Зайдильдинова А.Ж.

II Всем спасибо начинаем интеллектуальную игру

1 тур — Разминка«Повторение- мать учения»

2 тур. Кто быстрее?

Задание. Докончить предложения и определить: CПП или ССП?

  1. Не место красит человека, а …

  2. Не бывать бы счастью, да …

  3. Надо ценить жизнь, потому что …

  4. Если будешь хорошо учиться, то …

  5. Ученье – свет, а …

  6. Мы будем участвовать в школьной олимпиаде, если …

  7. Не жди уважения от других, если …

3 тур. Полиглот (слайд + раздаточный материал)

Задание. Вместо точек вставить нужные слова и эти слова сказать на казахском и английском языках:

  1. Хлеб питает тело, а … питает разум.

  2. Родина – мать, а за мать не жалей и … отдать.

  3. Дерево крепко корнями, а … друзьями.

  4. Одежда хороша новая, а … старый.

  5. Нет жизни без знания, нет … без учения.

  6. Плохой работы нет, есть … работник.

4 тур. Работа с текстом

Задание. Прочитайте текст, озаглавьте его, найдите сложноподчиненные предложения и составьте графическую схему.

Текст для 1й группы:

Каждый человек испытывает потребность делать что-то красивое и интересное. Если желаешь осуществить эту потребность, надо ее поддержать в себе и дать ей простор. Необходимо предельное напряжение воли, чтобы не предать своих увлечений.

По-настоящему красив и интересен человек, если он богат полезным духовными потребностями.

Если ты одновременно интересуешься и искусством, и математикой, и теорией относительности, и слесарным делом – это как раз тот нужный союз полезного, который в тебе самом может совершить чудо! Через систему увлечений человек приходит к главному увлечению, чтобы посвятить ему всю свою жизнь. Ждите этого прекрасного момента и делайте все, чтобы он наступил.

Текст для 2-й группы:

— Человек рожден, чтобы жить на земле, — изрек мудрец.

Человек бросился в воду и научился плавать. Мудрец почесал затылок и внес поправку:

— Человек рожден, чтобы жить на земле и воде.

Человек сделал самолет и поднялся в воздух.

-Человек рожден, чтобы жить и на земле, и в воде, и в воздухе, — уточнил мудрец.

Человек отправился в космос, где нет ни земли, ни воды, ни воздуха. И начал двигаться в пустоте.

Разобиженный мудрец, на изречения которого больше никто не обращал внимания, подал в отставку.

Никогда не нужно ограничивать возможности человека, если хотите добиться цели в жизни.

5 тур. Поэтическая минута

Задание. Прочитать выразительно стихи, найдите и определите вид придаточного в СПП

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

С.Есенин

Я по-прежнему такой же нежный,

И мечтаю только лишь о том,

Что б скорее от тоски мятежной

Возвратиться в низенький дом.

С.Есенин

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Я очарован, я горю…

А.Пушкин

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

А.Пушкин

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте,

Шестую часть земли

С названьем кратким « Русь».

С.Есенин

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь,живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С.Есенин

6 тур. Допишите

Задание. Дописать вторую часть сложноподчиненных предложений:

( 1 группе)

1. Где нет труда, сады там …

2. Где настойчивость и знание, там и …

3. Где труд, там и …

4. Мало правды там, где много …

( 2 группе)

5. Где гнилой фундамент, там нет …

6. Где смелость — там …

7. Смелый там найдет, где робкий …

8. Где путь прямой, там не езди по …

Слова для справок: не цветут, потеряет ,счастье ,успех ,здания, слов, кривой, победа

Вывод делают сами дети, определяя вид придаточных предложений, поставив вопросы.

7 тур. «Загляните в учебник»

Задание. Работа с теоретическим материалом на стр.89-90,выполнить упражнение 137 (устно),140 письменно

8 тур. Экскурсия по родному городу

Задание. Написать эссе объемом 7-8 СПП предложений на тему: «Астана-город третьего тысячелетия». (Несколько уч-ся по желанию зачитывают свои сочинения).

IY Итог урока ( Закрепление новой темы, оценивание учащихся).

— С каким видом придаточных предложений познакомились?

— На какие вопросы отвечают придаточные места?

— При помощи каких союзных слов присоединяются придаточные к главному?

— Приведите примеры.

— А сейчас слово экспертам. (награждение команд)

VРефлексия

Вопросы:

— Что вы думаете о сегодняшнем уроке? (понравился, не понравился)

— Что нового на уроке вы сегодня узнали?

— Что главное в жизни для человека?

— доставляет ли тебе удовольствие изучать русский язык?

V Домашнее задание:

упр.142 стр.93 выучить правило

опережающее задание: выписать из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на тему СПП с придаточными образа действия 5-6 предложений.

ж

Источник: http://gimmedoc.ru/slozhnopodchinennye-predlozhenija-s-pridatochnymi-predlozhenijami-mesta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector