№69: глаголы can и could — учим английский сами

Can и Could – правила употребления

Для эффективного изучения английского языка и его понимания на интуитивном уровне понимание правил употребления английских модальных глаголов жизненно необходимо. Однако самостоятельно разобраться во всех этих тонкостях не всегда легко, поэтому давайте делать это вместе. И начнем мы, пожалуй, с самого легкого для понимания и усвоения модального глагола – can.

Значение глагола CAN

Все мы знаем, как важно бывает выразить словами свое умение или возможность что-то сделать. Для этого в английском языке и существует маленький и симпатичный глагол – can.Именно с помощью него вы можете рассказать своим англоязычным собеседникам о своих способностях и умениях, а также можете спросить разрешения что-то сделать, выcказать просьбу или предложение.

Can или Could

Could — это изначально прошедшая форма глагола can, которая употребляется для выражения способности в прошлом, а также в косвенной речи. В то же время в просьбах, запросах, приказах или предложениях принято говорить – could, это считается более вежливой формой обращения. С другой стороны, когда вы спрашиваете разрешения или позволения, правильно будет говорить can.

Рассмотрим на примерах.

В значении уметь – ability (возможность).

He can speak English very well – Он умеет говорить по-английски очень хорошо.

When he was five he couldn’t swim, but he could rollerblade – Когда ему было пять лет он не умел плавать, но умел кататься на роликах (прошедшее время).

She said she could do it – Она сказала, она может это сделать.

В значении разрешения (позволения) – permission

You can take a break after you do this exercise — Можешь взять перерыв после того, как сделаешь это упражнение.

Can I use you laptop?  Можно (ты позволишь) мне воспользоваться твоим ноутбуком? – Yes, youcan.

Can I ask you something? — Мог я спросить тебя кое о чем?

Can I help you? – Могу я вам помочь?

Просьба, предложение – request, offer

Could I have some more coffee, please? — Можно мне еще немного кофе?

Could you do me a favor? – Могу я попросить тебя об одолжении?

I could do this for you – Я могу это сделать для вас (предложение в значении – давайте я сделаю это для вас).

Возможность в значении «может быть» — possibility

It could rain today.  – Сегодня возможно будет дождь.

This can’t be true – Это не может быть правдой.

Также необходимо отметить, что в отрицательных и вопросительных предложениях в сочетании с перфектным инфинитивом can и could выражают невозможность, невероятность того, что действие могло произойти и на русский язык переводятся как вряд ли, едва ли, не может быть.

Например:

You couldn’t have doneit. – Не верится, что ты сделал это (Ты не мог сделать этого).

She can’t have learned English so quickly. – Вряд ли она могла так быстро выучить английский.

Гипотетическая возможность в значении «мог бы» — только could

We could get there on time if only you’re going faster – Если бы ты шел быстрее, мы могли бы прийти вовремя.

Это, пожалуй, и все правила употребления модального глагола canи его собрата — could, которые совсем не трудно выучить.  Но напоследок мы вам раскроем еще один нюанс.

У этих глаголов есть и еще одна форма – be able to. Эта форма может употребляться во всех временах – настоящем, прошедшем и будущем. Но в большей степени beabletoнеобходим для выражения всех тех возможностей, которые мы описывали выше в будущем времени и временах группы Perfect.

Например:

He won’t be able to come today – Он не сможет сегодня приехать.

He has not been able to do what you asked – У него не было возможности (он не смог, был не в состоянии) сделать, что вы просили.

Can – самый простой и легкий из английских модальных глаголов и вы, наверняка, с легкостью освоите его, прочитав нашу статью.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://fenglish.ru/can-i-could-pravila-upotrebleniya/

Модальный глагол Can

I Can Ride a DonkeyЯ умею ездить на осле

Прочитав заголовок, мы недоумеваем и у нас с губ срывается: Ездить на осле? Произнесите:

Ездить на ос ➚ ле? — Riding a ➚ donkey?

Интонация повышающаяся, голос поднимается к концу фразы. Потренируемся — in Russian and in English.

Вы? — You? Все? — All? Их? — Them? Его? — Him? Пять? — Five?Да? — Yes? Меня? — Me? Сейчас? — Now? Эти? — These? Те? — Those? Здесь? — Here?Точно? — Really?

Эксцентричный мистер Блисс сел в ярко-желтый автомобиль и сразу помчался. А мы забеспокоились:

Can he ➚ drive? — Он может водить машину? ➚ Can he? — Может?

➚ Really? — Точно?

Word — Слово

Глагол can переводится как мочь, уметь. Очень нужное слово. И простое, хотя его и называют «особым» глаголом. Первая особенность в том, что в настоящем времени у can одна форма для всех лиц. Второе: can работает в паре с обычными глаголами, при этом они используются без частицы to.

I can swim. — Я умею плавать. You can play chess. — Вы умеете играть в шахматы. She can cook well. — Она может хорошо готовить.

They can ski. — Они могут кататься на лыжах.

Can прежде всего сообщает о физических способностях и об умении что-либо делать.

We can see and hear. — Мы можем видеть и слышать. Birds can fly. — Птицы могут летать.

You can speak Russian. — Вы можете говорить по-русски.

Can выражает также желание, возможность и моральное право что-либо предпринимать или не предпринимать.

Can you wait? — Вы можете подождать? I cannot forgive her. — Я не могу простить ее.

You can take this money. — Можете взять эти деньги.

А мы возьмем глагол ride (ездить) и поведаем, что каждый из нас умеет кататься на велосипеде.

The Simple PresentПростое настоящее время
The Singular The Plural
I can ride a bicycle. We can ride a bicycle.
You can ride a bicycle. You can ride a bicycle.
He can ride a bicycle. They can ride a bicycle.

В вопросах can просто «выносится» в начало предложения. Для отрицательного ответа ставим после глагола частицу not: образуется одно слово cannot ['kænot].

Can you help me? — Вы можете помочь мне?
Yes, I can. — Да, могу.

Can he come now? — Он может прийти сейчас?
No, he cannot. — Нет, не может.

Can they stay for a day? — Они могут остаться на день?
No, they cannot. — Нет, не могут.

Quotation — Цитата

В Евангелии от Матфея (гл. 10, ст. 28) нам советуют не бояться людей: ибо они могут убить только тело, они не могут убить душу.

Do not be afraid of people. They can only kill the body. They cannot kill the soul.

Discussion — Обсуждение

Мысль о поездке верхом или за рулем англичане выражают короче, чем мы, они обходятся без предлога: ride а bicycle (ездить на велосипеде), drive а car (ездить на машине, водить машину). В общем-то, drive не требует, чтобы после него ставилось car.

Не can drive. — Он умеет водить машину. Не drives fast. — Он ездит быстро. Не drives to work and back home. — Он ездит на работу и обратно домой на машине.

I driving. — Я люблю водить машину.

Чуть ниже один «герой» будет уверять, что он отлично лазает по деревьям. По-английски в этой фразе предлог тоже не нужен. Не can climb [klaim] trees.

Conversation — Разговор

Тему глагола can и геройства продолжают Ру и Тигра, потом к ним присоединяются Пух и Пятачок. Все это герои из книги Алана Милна «The World of Pooh». We know it in translation as «Винни-Пух и все, все, все».

A Champion of Climbing Trees
Чемпион по лазанию на деревья

Roo: What can Tiggers do?
Tigger: Oh, they can do everything.
Roo: Can they fly?
Tigger: Yes, they can.
Roo: Can they fly as well as Owl?
Tigger: Yes. Only they do not want to.
Roo: Why?
Tigger: Well, they do not it.
Roo: Well, can they jump as far as Kanga?
Tigger: Yes. When they want to.
Roo: I love jumping. Let's see who can jump farthest, you or me.
Tigger: I can. But we have no time now for jumping.
Roo: I can swim. I love swimming. Can Tiggers swim?
Tigger: Of course they can. Tiggers can do everything.
Roo: Can they climb trees better than Pooh?
Tigger: Climbing trees is what they do best. Much better than Pooh.
Roo: Can they climb this pinetree?
Tigger: Of course they can! You can sit on my back and watch me.
Roo: Oh, Tigger… It is great, Tigger!
Tigger: Up we go! Now you see how Tiggers climb trees… Of course it is not easy… And then you must come down, of course. Backwards… And it is difficult…
(After a while Pooh and Piglet come along. They see Roo and Tigger sitting on a branch of the pinetree.)
Piglet: Hello, Roo! What are you doing there?
Roo: We cannot get down, we cannot get down! It is such fun! Tigger and I are living in a tree, Owl!
Читайте также:  20 способов выразить недовольство на английском - учим английский вместе

owl [aul] — сова; jump [ʤʌmp] — прыгать; difficult ['difikǝlt] — трудный; branch [brɑ:nʧ] — ветка.

1.

В разговоре идет постоянное сравнение с помощью better ['betǝ] (лучше), best [best] (лучше всего, больше всего), а также оборота as

as (так же, как). Far [fɑ:] (дальний, далеко) имеет форму farthest ['fɑ:ðist] (самый дальний, дальше всего) в превосходной степени.

Tigger says that he can fly as well as Owl. — Тигра говорит, что он может летать так же хорошо, как Сова.

Can he jump as far as Kanga? — Он может прыгнуть так же далеко, как Канга?

Не says that he can climb trees better than Pooh. — Он говорит, что может лазить по деревьям лучше, чем Пух.

Не does everything much better than other animals. — Он делает все намного лучше, чем другие звери.

Climbing trees is what he does best. — Лазить по деревьям — это то, что он делает лучше всего.

Let's see who can jump farthest, Roo or Tigger. — Давайте посмотрим, кто прыгнет дальше, Ру или Тигра.

2. Существительное back [bæk] (спина) и наречие backwards ['bækwǝdz] (в обратном направлении, назад) однокоренные. Back встречалось нам в составе horseback. Само по себе оно может быть наречием назад, обратно.

Roo climbed the tree on Tigger's back. — Ру залез на дерево на спине Тигры.

It is more difficult to climb backwards. — Лезть в обратном направлении трудней.

Не rides on horseback. — Он ездит верхом.

When will they come back? — Когда они вернутся?

Нам уже известен глагол (любить). И вот «появляется» love [lʌv] — тоже любить. В чем разница?
Ответ: ближе к русскому нравиться.

I jam. — Я люблю варенье.
We him. — Он нам нравится.

Love выражает «настоящую» любовь. Слово может быть также существительным. Вспомним историю о Ромео и Джульетте и даже процитируем одну строчку из оригинала.

Romeo loves Juliet. — Ромео любит Джульетту.
It is my lady, о, it is my love! — Вот госпожа моя, о, вот моя любовь!

Кенгуренок Ру восторженно заявляет, что он любит прыгать и, чтобы сохранить более «сильное» значение love, добавим в перевод очень. Можно также использовать русский глагол обожать.

I love jumping! — Я очень люблю прыгать!
Pooh loves honey. — Пух обожает мед.

Discussion — Обсуждение

Слово jumping образовано от глагола jump, от его основы, к которой мы присоединили -ing. И получилось, если буквально, прыгание. Таким способом образуется целый ряд занятий-развлечений, например, swimming (плавание), drawing (рисование).

Не всегда удается перевести одним словом эти английские «образования». Передайте смысл — русским глаголом, существительным, набором слов.

Не s driving. — Он любит водить машину. I walking. — Я люблю ходить пешком. They climbing trees. — Они любят лазить на деревья.

Stop talking! — Перестаньте разговаривать!

Поставим свое любимое (или нелюбимое) занятие в начало предложения, оно выполнит роль подлежащего. Поставим после сказуемого — оно будет дополнением.

Jogging is Tim's favourite sport. — Бег трусцой — любимый спорт Тима. Sailing is for brave people. — Плавание под парусом — для смелых людей. She does not dancing. — Она не любит танцы.

Не hates cooking. — Он ненавидит готовить (еду).

Рассмотрим более трудный пример, где целый набор слов, включая глагол с окончанием -ing, сообщает о каком-то занятии, действии.

Tim hates getting up early. — Тим ненавидит вставать рано. (Если буквально: вставание рано.)

Не s showing the way to strangers. — Он любит показывать дорогу приезжим.

(Буквально: показывание дороги приезжим.)

Question — Вопрос

Винни-Пух, увидев Ру и Тигру на сосне, спрашивает: What are you doing there? Почему он не спросит так, как мы учили: What do you do there?
На этот вопрос мы обязательно ответим в следующем уроке. Пока что просто переведем эту реплику и ответ Ру русским настоящим временем.

What are you doing there? — Что вы там делаете?
We are living in a tree! — Мы живем на дереве!

Еще вопрос: Почему in a tree, а раньше, про яблоки, было on a tree?
Ответ: On a tree — это на «поверхности» дерева, на вершине, на ветках. Но вот совы и белки, в представлении англичан, живут в дереве — в кроне, в дупле, как внутри дома.

There are cones on the tree. — На дереве шишки.
Squirrels live in trees. — Белки живут на деревьях.

Conversation — Разговор

Мы снова заблудились — там же в Лондоне. Can you в просьбе соответствует вежливому Не могли бы вы… Обратимся к полицейскому (policeman), чтобы он показал нам дорогу к Крепостному мосту.

We: Excuse me, can you show me the way to Tower Bridge?
He: Yes. It is that way to the right.
We: Can I get there by bus?
He: Certainly. Take number twenty.
We: Is it far if I walk?
He: No. It is just a ten minute walk from here.
We: Thank you.
He: You are welcome.

Notes — Примечания

This way означает сюда, that wayтуда. Наречие certainly ['sǝ:tnli] — это конечно. Полицейский уверен, что до моста можно дойти за десять минут; если буквально, а ten minute walk — это десятиминутная прогулка.

Grammar — Грамматика

Помните, про гусей: они улетели. They flew off. А Ру с Тигрой не могут слезть. They cannot come down.

В русском языке мы придаем глаголу новые значения с помощью приставок: пришел, ушел, перешел, нашел, вошел… В английском эту же задачу выполняют частицы (наречия) up, down, in, off

Возьмем глагол go (идти) и посмотрим, как работают с ним английские «послеставки» — мы так назвали их сейчас, потому что они ставятся после глаголов.

Не goes away. — Он уходит.
Не goes back. — Он идет назад. Или: Он возвращается.
Не goes on. — Он идет дальше. Или: Он продолжает. Не goes round to see her. — Он заходит навестить ее. He goes in. — Он входит. She goes out. — Она выходит. A car goes by. — Машина проезжает мимо. It goes along. — Она едет дальше. The sun goes up. — Солнце встает.

The moon goes down. — Луна садится.

Word — Слово

Если наречие too стоит в конце предложения самостоятельно, оно переводится как тоже, также.

Tim is English, Ann is English, too. — Тим англичанин, Энн тоже англичанка.

I want to climb this tree, too. — Я тоже хочу залезть на это дерево.

Когда too стоит перед прилагательным или перед другим наречием, оно имеет значение слишком.

The car is too bright. — Машина слишком яркая. It goes too fast. — Она едет слишком быстро.

It is too good to be true. — Это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Exercises — Упражнения

Exercise 1. Answer the questions. — Ответьте на вопросы (вслух).

  1. Can you cook?
  2. Can you speak Spanish?
  3. Can your little sister read?
  4. Can your mother make jam?
  5. Can your father drive?
  6. Can tigers fly?
  7. Can an owl fly?
  8. Can horses climb trees?
  9. Can Mr Bliss's pet see?
  10. Can dogs talk?

Exercise 2. Make sentences using can and cannot. — Постройте предложения, используя can и cannot, соединяя две части с помощью but (но).

I/play chess/play tennis.
I can play chess but I cannot play tennis.

Exercise 3. Make new sentences using too. — Составьте новые предложения, используя too в значении слишком.

The milk is very hot, I cannot drink it. Молоко очень горячее, я не могу пить его.

Читайте также:  Грамматика английского языка: основные понятия - учим английский вместе

The milk is too hot to drink.

Молоко слишком горячее, чтобы его пить.

Источник: http://lingust.ru/english/english-lessons/lesson13

Модальный глагол can. Отрицательные и вопросительные предложения с глаголом Can

Глагол can относится к группе так называемых модальных глаголов. Модальные глаголы не употребляются самостоятельно, а только в сочетании с инфинитивом смыслового глагола. Они обозначают возможность, способность, вероятность, необходимость совершенного действия, выраженного смысловым глаголом.

В предложении модальный глагол является частью составного глагольного сказуемого, и всегда стоит перед основным сказуемым. can переводится как «мочь»:

We can do it without him. — Мы можем это сделать без него.

Как правило, модальные глаголы не имеют всех форм, которые имеют другие глаголы. Can имеет всего лишь две временные формы, но это совсем не умаляет его семантической ценности.

После can глагол идет в форме инфинитива без частицы to, то есть глагол не имеет никаких личных окончаний, в каком бы числе и лице он не находился. У самого can никогда не появляется личных окончаний, с каким бы подлежащим он не употреблялся:

1 2 3 4
I can__ speak__ three languages
We
You
They
She
He
It (our country) overcome__ all difficulties

Все простые наречия частотности (never, seldom, often, usually, always) по-прежнему, во всех типах предложений, стоят перед основным, смысловым, глаголом.

I can always take the children from the kindergarten.

Сложные наречия частотности (once a month, four times a year…) по-прежнему стоят в конце предложения.

She can go to the fitness club twice a week.

Примечание

Can, как и слово «могу» (можешь, может и т.д.) в русском языке, может относиться к настоящему и будущему времени:

We can call on him right now. — Мы можем заскочить к нему прямо сейчас.

I can finish this work next week. — Я могу закончить эту работу на следующей неделе.

Отрицательные предложения

В отличие от других глаголов, can — глагол самодостаточный и совсем не нуждается во вспомогательных глаголах при построении отрицательных и любых вопросительных предложений.

Для построения отрицательного предложения нужно лишь прибавить к can отрицательную частицу not. В предложении больше ничего не меняется.

Can имеет две отрицательные формы, которые различаются лишь по написанию и произношению. Как правило, отрицание can not не используется, но есть cannot.

Весьма популярна краткая форма отрицания — can't , которая по классическим правилам чтения произносится как [ k a: n t].

1 2 3 4 5
I can't /cannot play the piano well
We
You
They
She
He
It (money) make you happy

Общий вопрос

Чтобы составить общий вопрос, поставьте глагол can в начало предложения. Никаких других изменений в предложении не происходит.

I can speak Spanish fluently.
Can he speak Spanish fluently? Yes, he can.

1 2 3 4 5
Can I speak spanish fluently?
We
You
They
She
He
It be only thursday?!

Специальные вопросы

Чтобы задать специальный вопрос, поставьте в общем вопросе перед глаголом can вопросительное слово. Никаких других изменений в предложении не происходит.

1 2 3 4 5
What can i do?
Where can we buy food?
When can you start the experiment?
How many apples can they (pigs) eat at a go?
How much can she talk non-stop?
What kind of music can he play?
Why can it go wrong?

В вопросе к подлежащему, как и в специальном вопросе, на первое место ставится Who/ What, на второе — can, только на третьем месте, в место подлежащего, находится сразу сказуемое, так как подлежащее (who/ what) уже было употреблено.

Who can_ tell_ me what your homework for today is?

Отрицательные вопросы

При образовании отрицательных вопросов из специальных и общих, к глаголу can прибавляется отрицание not. В отрицательных вопросах обычно используется краткая форма can't.

Общий отрицательный вопрос является, по сути, риторическим, с долей эмоциональной нагрузки.

Can't you listen to me more attentively?!
Неужели ты не можешь слушать меня более внимательно?!

Can't she tell the truth this time? —
Неужели она не может сказать правду хоть в этот раз?!

Такая же эмоциональная окраска сохраняется и в специальном вопросе, начинающемся на why.

Why can't we go to the party with them?!

В остальных отрицательных специальных вопросах эмоциональная нагрузка не так заметна.

Отрицательные вопросы к подлежащему

Who can't dance well? Raise your hands.
What else in the car can't work properly?

Источник: https://anglyaz.ru/grammatika/grammarlessons/53-elementary/159-can-can.html

Modal verb CAN Модальный глагол CAN. Видеоурок. Английский язык 2 Класс

В английской языке есть такое грамматическое понятие, как модальные глаголы (Modal verbs). Модальные глаголы – это вспомогательные глаголы. Они выражают

  • способность
  • необходимость
  • просьбу
  • разрешение
  • совет
  • желание
  • вероятность

Вот несколько примеров модальных глаголов: CAN, Could, should, must, have to, might.

Почти все модальные глаголы очень трудолюбивые! Они не просят ни у кого помощи, чтобы задать вопрос или поставить предложение в отрицательную форму, и имеют одинаковую форму со всеми подлежащими. Ну, конечно, не без исключений, но о них мы поговорим в другой раз. А сейчас посмотрите на примеры и обратите внимание, какие разные значения предлагают нам модальные глаголы.

I can run very fast. Я умею бегать очень быстро.
You may come in. Вы можете войти.
You should wash your hands. Вам следует помыть руки.
You have to wear a uniform at school. Вы обязаны носить форму в школе.

CAN очень популярен в английском языке. Мы используем CAN, если хотим сказать, что кто-то может что-то сделать. CAN переводится мочь, уметь что-то делать. Вы можете рассказать друзьям, что вы умеете делать, используя глагол CAN.

I can swim. Я умею плавать. I can jump high. Я умею высоко прыгать. I can sing. Я умею петь. I can dance. Я умею танцевать. I can play the piano. Я умею играть на пианино. I can hop. Я умею прыгать на одной ноге. I can dive. Я умею нырять.

I can speak English. Я умею говорить на английском.

А если вы хотите рассказать, что умеет делать ваш друг или друзья, используйте глагол can с другими местоимениями.

Обратите внимание, что CAN не изменяется! И он очень дружелюбен по отношению к глаголу, который идет за ним следом, между ними нет частички TO.
You can skip. Ты умеешь прыгать на скакалке.
He can play football. Он может играть в футбол.

She can play volleyball. Она умеет играть в волейбол.
We can play hopscotch. Мы умеем играть в классики.
They can run fast. Они умеют бегать.

Но в мире есть еще много вещей, которые вы еще не умеете делать. И пока вы не научились делать что-то, вы говорите: я не умею/я не могу – I cannot.

CANNOT Can + Not

Не уметь/не мочь CAN’T (рис. 1)

Рис. 1. Глаголы can/cannot (Источник)

Подлежащее Cannot/Can’t Глагол

Обратите внимание, что краткая форма can’t произносится [KA:NT].

I can’t fly. Я не умею летать.

I can’t play the violin. Я не умею играть на скрипке.

I can’t breathe underwater. Я не могу дышать под водой.

I can’t walk from Moscow to London.Я не могу дойти пешком из Москвы в Лондон.

Oтветьте на вопросы:

  1. Can you skip without a skipping rope? Ты можешь прыгать через скакалку без скакалки?
  2. Can you play football without a ball? Ты можешь играть в мяч без мяча?
  3. Can you fly a bird? Ты умеешь летать как птица?
  4. Can you swim in very cold water? Ты можешь купаться в очень холодной воде?

Предполагаемые ответы:

  1. I can’t skip without a rope.
  2. I can’t play football without a ball.
  3. I can’t fly a bird.
  4. I can’t swim in cold water.

Вы обратили внимание на вопросы? Прочитайте их еще раз:

Can you skip without a skipping rope?

Can you play football without a ball?

Can you fly a bird?

Can you swim in very cold water?

Глагол Can стоит перед подлежащим. Если вы ставите глагол Can на первое место, начинаете с него предложение, значит, вы задаете общий вопрос.

Can you sing? Ты умеешь петь? Can you sing?

Can you play computer games? Ты умеешь играть в компьютерные игры?

Can you play tennis? Ты умеешь играть в теннис?

Can you ride a bike? Ты умеешь кататься на велосипеде?

Can you skate? Ты умеешь кататься на коньках?

Вы можете кратко отвечать на вопросы «да» или «нет».

Can you swim? Ты умеешь плавать?Yes, I can. Да.

Can Peter speak Spanish?Петя умеет говорить на испанском?No, he can't. Нет.

Can she read? Она умеет читать? Yes, she can. Да.

Чтобы кратко ответить утвердительно, сказать ДА, используйте

YES, местоимениеI, you ,he, she, it, we, they CAN
Читайте также:  Санкт-петербург – сложен для произношения, но приятен взору - учим английский сами

Can she play tag? Она умеет играть в салки? – Yes, she can.

Can he climb the trees? Он может залезть на дерево? –Yes, he can.

Чтобы кратко ответить отрицательно, сказать НЕТ, используйте

NO, местоимениеI, you ,he, she, it, we, they CAN’T

Can you they play leapfrog? Они умеют играть в чехарду? –No, they can’t.

Can you play hide-and-seek? Ты умеешь играть в прятки? –No, I can’t.

Если вы захотите спросить своего друга, что он умеет делать, используйте специальные вопросы.

What can you do? – Что ты умеешь (можешь) делать?

Если вы хотите задать специальный вопрос, поставьте сначала предложение в вопросительную форму, то есть вынесите CAN перед подлежащим и добавьте перед can еще и необходимое вопросительное слово.

Вопросительное слово CAN Подлежащее Глагол?

What can you do? Что вы умеете делать?

When can you do it? Когда вы можете это сделать?

Where can you do it? Где вы можете это делать?

How can you do it? Как вы умеете это делать?

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Enjoy English. 2 класс. – Титул, 2011.
  2. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А. Притыкина Т.А. Учебник английского языка для 2 класса школ с углубленным изучением английского. – 6–9 изд. — М.: Просвещение, 2006-2008.
  3. Кауфман, Кауфман: Английский язык. Счастливый английский.ру. Happy Еnglish.ru. Учебник для 2 класса. – Титул, 2013.

Домашнее задание

  1. Переведите предложения на английский язык.Я умею плавать.Он умеет читать.Она не умеет прыгать на одной ноге.Ты умеешь быстро(fast) бегать?Они не могут залезть на дерево.Что он умеет делать?

    Когда она может прочитать это?

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. YouTube (Источник).
  2. Интернет-портал Englishclub.narod.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Learning-english-online.net (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/english/2-klass/grammatika-3/modal-verb-can-modalnyy-glagol-can

Модальные глаголы can и could и их использование

Модальный глагол can и его прошедшая форма could – практически самый самый часто употребляемый модальный. Он встречается и в литературе, и в масс-медиа, и в разговорной речи. Если сравнить частоту употребления can и could, становится понятно, что can встречается намного чаще.

Это связано с тем, что в разговорной речи и литературе события происходят преимущественно в настоящем времени, а значит в значении физической возможности будет употребляться именно can. Рассмотрим грамматические особенности этих модальных глаголов и особенности их употребления.

Грамматические особенности can и could

Как и большинство модальных, can/could употребляются без частички to после них, то есть, с так называемым «голым инфинитивом» или bare infinitive. Употребление to после этих модальных — одна из самых грубых и карикатурных ошибок.

Это равнозначно предложению «he haves” вместо грамматически правильного “he has”. Модальных, которые после себя требуют частичку инфинитива, не так много и их можно легко запомнить.

Согласно же общему правилу, to после модальных глаголов не ставится:

  • I can do this of course, but you should be careful and take care of yourself — Конечно же, я могу это сделать, но тебе следует быть аккуратным и самому о себе заботиться.
  • Who can translate this text into Spanish? — I can, I am a translator but with little practice. — Кто может перевести этот текст на испанский? — Я могу, я переводчик, но у меня мало опыта.
  • Could you help me with this luggage? It’s too heavy and I have just had a surgery and not allowed to lift heavy things – Не могли бы вы помочь мне с багажом? Он очень тяжелый. А я только недавно после операции и мне нельзя поднимать тяжести.

Во всех трех примерах видно, что после can/could идет сразу глагол без частицы инфинитива.

Следующая особенность, больше относящаяся к can,  в том, что этот глагол имеет форму прошедшего времени — could. Она используется не только непосредственно в прошедшем времени, но и в предложениях с согласованием речи, а  также в условных предложениях.

  • I could do it when I was younger, but I am not twenty now and even not thirty, you should admit. — Я мог сделать это, когда был моложе. Но мне уже не двадцать, и даже не тридцать, как ты, должно быть, заметил.

В данном случае говорящий относит свою речь к прошлому, когда он мог совершить определенное действие. Здесь мы просто используем could в основном значении  — физическая возможность что-то сделать в прошедшем времени и ничего более.

  • The doctor said that they could swim if they want to but not for long distances – Доктор сказал, что им можно плавать, если они хотят, но при этом надо избегать длинных дистанций.

Здесь — предложение, которое, очевидно, было переведено из прямой речи в косвенную. По правилу согласования времени can должен был перейти в прошедшее время, а именно — стать could из-за того, что в  первой части предложения есть said – указатель на необходимость согласования.

В вопросительных и отрицательных предложениях can/could используются без вспомогательных глаголов и сами занимают их место в  предложениях:

  • Can we get here? I don’t this place, I am scared and I don;t believe this woman, she looks strange – Мы можем отсюда убраться? Мне не нравится это место, мне страшно и я не доверяю этой женщине. Она выглядит странно.
  • I can’t tell you the truth just because I don’t know all the details, I am not the person to be asked for truth in this matter – Я не могу сказать тебе правду, так как не знаю всех деталей. Я — не тот человек, которого нужно спрашивать о правде, касающейся этой ситуации.

В первом предложении в вопросе  can занял место вспомогательно глагола в общем вопросе. А во втором случае он же стоит там, где по смыслу должен быть вспомогательный с отрицательной частицей not.

Это — отражения истории развития модальных, когда вспомогательные глаголы еще не появились в том виде, как мы их знаем, а модальные уже существовали и использовались.

Для того, чтобы подчеркнуть особый статус большинства модальных, позднее их начали употреблять без вспомогательных глаголов.

Can не имеет формы будущего времени. Это значит, что для обозначения возможности в  будущем используется эквивалент to be able to:

  • I will be able to read this book in English in a year I suppose – Я думаю, я смогу прочитать эту книгу на английской.

Также модальные can/could не меняются по лицам. То есть, у них употребляется только одна форма:

  • We can sing, she can sing, but you – you can’t at all – Мы умеем петь, она умеет петь, а ты — ты не умеешь вообще.

Использование can/could в разных ситуациях

Как было сказано выше, can, по основному правилу, обозначает физическую или ментальную способность что-то сделать. То есть, это то, что человек может сделать, опираясь на свои собственные силы и навыки. Лучше всего это правило иллюстрируют именно случаи для обозначения физической возможности:

  • I can swim well, don’t be afraid – Я умею плавать, не волнуйся.

Второй случай — общая возможность или вероятность, что-то такое, что легко предположить  из имеющихся фактов.

  • She can be there, it’s quite her style – to vanish in some hidden nook for a couple of days – Она может быть там, это похоже на нее — исчезнуть на пару дней и засесть в каком-то укромном уголке.

Третий — не конкретная, а теоретическая возможность. Предложения этого типа знакомы всем еще со школьной программы:

  • You can see a lot of pictures in the museum – В музее можно увидеть множество картин.

Часто can используется в вопросах, выражающих просьбу. К слову, в отрицаниях, которые значат отказ, используется только can, что видно из следующего примера:

  • Can I come in? — No, you can’t, I am too busy. — Можно войти? — Нет, нельзя, я очень занят.

У can есть эквивалент — may. Но даже на вопрос, который начинается с may в ответе все равно будет can’t. Такой вопрос более формальный и вежливый, чем вариант с can.

  • May I take this cake? — No, you can’t. It’s for guests. — Могу я взять тортик? — Нет, не можешь, это для гостей.

Could, в отличие от can, используется либо как более вежливый вариант, либо для выражения  действия в прошлом. Для обозначения упрека используется could + have +V3:

  • Look what you did! You could have been more careful! — Посмотри, что ты наделал! Ты мог бы быть поаккуратнее!

Автор — Надежда Сикарева

Источник: http://1hello.ru/grammatika/modalnye-glagoly-can-i-could-i-ix-ispolzovanie.html

Ссылка на основную публикацию